Современное общество и технический прогресс требует новых навыков и знаний, которые, к сожалению, не дает обучение в школе или ВУЗе. Это осознал ЕвроСоюз еще в конце прошлого столетия и признал «неформальное образование» незаменимой частью, дополняющей общий процесс обучения в европейских странах. В Украине далеко не каждый имеет представление о том, что такое неформальное образование.
В чем уникальность «неформальных» подходов к обучению и как они работают в Запорожье? – inform.zp.ua поинтересовался у директора фонда «Импульс.UA», координатора программы «Access» Николая Колодяжного, а также выпускницы программы «Access» Анастасии Метелёвой.
– Что означает термин «неформальное образование»?
Николай Колодяжный: Не могу сказать, что существует какое-то однозначно утверждённое значение этого слова, но есть общее понимание, которое вкладывается в это понятие. Это то образование, которое выходит за рамки, отличается, существует отдельно от общепринятой системы: среднего, начального, высшего образования в Украине. И эта система, которая направлена на развитие тех качеств и навыков, которые, как правило, не предусмотрены стандартной школьной или университетской программой.
Я работаю в двух программах, которые можно назвать «неформальным образованием». Первая – это «Access» – программа по бесплатному изучению английского языка детьми из семей в сложных жизненных обстоятельствах. И вторая – «Агенти змін. Діти». Это программа, которая направлена на развитие гражданской активности и лидерских качеств среди подростков и молодёжи. Обе программы в значительной степени направлены на развитие личностных, лидерских качеств и активной социальной позиции среди подростков.
– Насколько в нынешней системе образования удаётся воспитывать лидерские качества у детей и развивать у них активную жизненную позицию?
Николай Колодяжный: Из моего жизненного опыта, могу сказать, что в традиционной школе этого добиться практически не удаётся. Более того традиционная система образования, к сожалению, на мой взгляд, построена на том, чтобы как раз подавлять в детях лидерские качества, подавлять в них какое-то личное стремление к самообразованию, делать из них скорее таких послушных и безропотных винтиков, которые в эту систему вмонтированы. Естественно, что есть разные школы, с разным подходом. Но они скорее исключение. Почему так? Не думаю, что это какой-то злой умысел либо делается целенаправленно. В этом, на мой взгляд, беда современной системы образования по нескольким причинам.
Во-первых, наполняемость классов. Я как человек, который тоже постоянно работает с детьми, провожу различные занятия, тренинги, лекции, могу честно сказать – если в группе больше 12 человек, эффективно работать просто невозможно. Если же в классе 20-30 человек, а бывает и гораздо больше, то снова-таки построить систему эффективного образования невозможно. У учителя все силы уходят на то, чтобы удерживать эту массу всю под контролем и направлять её в нужное русло, а не на то, чтоб найти индивидуальный подход к каждому.
Во-вторых, если говорить об индивидуальном подходе. Каждый человек уникален. Это не просто красивые слова, это факт, в том числе каждый школьник, каждый студент. Для того, чтобы помочь ему раскрыться и развиться, нужно этого человека понять, прочувствовать, изучить, помочь сформироваться в гармоничную и успешную личность. Наша система образования даже такую цель перед собой не ставит. Потому что её парадигма складывалась ещё в советское время, где человек как личность не рассматривался вообще в системе образования. Там готовили кадры для народного хозяйства. Не выпускали личностей. Выпускали инженеров, бухгалтеров, экономистов, водителей и т.д. По сути, готовили просто функциональные единицы. Так по большому счёту продолжается и до сегодняшнего дня.
Кроме того наша и школа, и система высшего образования просто загибается под гнётом огромной бюрократии. Она выхолащивает, выбивает почву из-под ног, выматывает все силы, у учителя или преподавателя со временем не остаётся, ни сил, ни желания. Анастасия сейчас учится в школе, думаю, у неё есть своё виденье этого процесса.
Слева направо: координатор программы «Access» Николай Колодяжный, выпускница программы «Access» Анастасия Метелёва, редактор inform.zp.ua Андрей Задорожнюк
Анастасия Метелёва: Да, нужен толчок к тому, чтобы что-то начать делать. Если ты живёшь, учишься и воспринимаешь всё, только как тебе дают в школе, то в принципе ты и выйдешь только инженером или бухгалтером. Я так раньше думала тоже: только врач. А потом узнала: ого! – есть развивающие программы, ого! – на них можно попасть. Появляется внутренний толчок, и ты всё больше, и больше хочешь что-то новое открывать для себя.
– У тебя уже есть опыт для сравнения: обучение в обычных школах и участие в программах. В чем отличие?
Анастасия Метелёва: В школе, в классе очень сложно удержать дисциплину, потому что дети просто не заинтересованы в предметах, даётся все сухо и неинтересно. Если же брать такие программы как «Access», то наши учителя подходили очень креативно, творчески. Реально было просто интересно прийти и узнать, а что же сегодня будет, что они придумали, какие игры, какие задания, которые в последующем в будущей твоей жизни действительно тебе помогут. Мы изучали английский, те темы, которые понадобятся в жизни. Это правильный разговорный язык, которым ты можешь реально воспользоваться в какой-то другой стране.
Координатор программы «Access» Николай Колодяжный
– Какие европейские наработки по системам образования применяются в Украине, используете Вы лично?
Николай Колодяжный: В систему неформального образования я пришёл из журналистики. Хотя по первому образованию я педагог, но как учитель не работал. Но, на мой взгляд, система европейского образования на сегодняшний день уже кардинально отличается от той, которая продолжает существовать в Украине. Именно по тем направлениям, о которых я уже говорил, – это приоритет развития личности. В Европе уже давно пришли к выводу, чтобы общество было успешным нужно, чтоб был успешен каждый отдельный индивид. Чтобы человек был готов к самостоятельной взрослой жизни, мог себя реализовывать. В Европе очень много внимания уделяется практическим вещам, которые необходимы потом уже взрослому человеку. Большое внимание уделяется вопросам психологии, коммуникации, взаимодействия. И я думаю, что для того, чтобы украинское общество тоже было успешным, мы должны, в конце концов, к этому прийти.
Европейская система образования, насколько могу судить, больше ориентируется на реальные потребности и общества, и конкретного человека. Наша же система образования больше ориентируется, особенно, что касается высшего образования, на зарабатывание денег. Выпускаются в огромных количествах специалисты, которые на самом деле не востребованы на рынке, но специальность которых красиво звучит и люди готовы платить за это деньги.
Выпускной группы группы 391 программы “Access 2016-2018”
Доводилось читать о системе финского образования, на сегодня одной из образцовых и которая действительно показывает свою практическую успешность через успешность и гармоничность финского общества. Там есть несколько принципиальных подходов, которые отличаются от подходов в Украине, в том числе это очень индивидуальный подход к каждому ребёнку. Там не ставится цель, так как в Украине оттарабанить определённую программу, которую выпустило министерство, обязательно поставить галочки и потом поставить оценки по результатам. Там гораздо большую свободу имеет преподаватель, который адаптирует общие установки под особенности и потребности конкретного класса, конкретного ребёнка. Сильно отличается сама организация образования. Там люди понимают, что для ребёнка в течение 6-ти часов сидеть на месте это противоестественно, это ненормально. Ребёнок должен развиваться, в том числе физически. Поэтому там много занятий проходит в интерактивной, подвижной форме. Само классное пространство организовано совсем по-другому. Дети там имеют возможность даже во время урока двигаться, сидеть, вставать, лежать, так как будет удобнее воспринимать информацию.
Выпускной группы группы 391 программы “Access 2016-2018”
Снова-таки, наполняемость в классе – там группы на порядок меньше чем в Украине и это тоже позволяет в значительной степени уделять индивидуальное внимание каждому. Мне очень нравится тот принцип, который финны озвучили как краеугольный камень своей системы образования. Они говорят: «Человека можно готовить к экзаменам, а можно готовить к жизни. Вот мы предпочитаем готовить к жизни». И, на мой взгляд, это ключевой подход, исходя из которого, всё и строится. В Украине, к сожалению, продолжают готовить к экзаменам и школьников, и студентов.
Группа “Kotiki” получила официальные сертификаты об успешном завершении программы “The English Access Michroscholarship Program”
Честно скажу, наша система образования часто мне напоминает сказку «Голый король», где все понимают, что король-то голый, но никто вслух этого озвучить не решается. Мне кажется, в Украине все понимают, что нынешняя система образования абсолютно неэффективна и устарела. Но пока вслух никто не решается озвучить, потому что это огромный сектор экономики, в котором задействовано огромное количество людей.
– Насколько активно украинцы стараются получить альтернативное образование, получить знания из подобных программ обучения? Интерес среди запорожцев есть?
Николай Колодяжный: Очень радует, потребность в таком образовании растёт и это проявляют и взрослые, и дети, и подростки, и молодёжь. Интернет значительно расширил информационное пространство. Люди начали ездить, смотреть как живут люди в других странах, принимать участие в обучающих программах, обменах, стажировках и т.д. Когда человек даже один раз прикоснулся к какой-то системе развития (мне больше нравится слово не «образования», а «развития»), этим вдохновляется, начинает к этому тянуться. Человек, который хочет достигать успехов в профессии, особенно это касается малого, среднего бизнеса, он понимает, что ему нужно развивать свои личностные качества. Популярными становятся программы неформального образования среди подростков и молодёжи. Благо таких программ сегодня всё больше и это не только международные, есть национальные программы, которые реализуют национальные организации, например как Школа успеха фонда Кличко, Украинская академия лидерства. Есть международные программы, которые работают как «Access», – это программа «Активні громадяни» Британского Совета и т.д. Подростки и дети, которые в этой жизни чего-то хотят, они очень тянутся к этим программам, стараются в них попадать и если они уже попадают в эту орбиту, то в ней стараются себя реализовывать.
– Анастасия, ты закончила одну программу обучения, есть ли желание далее участвовать в подобных?
Анастасия Метелёва: Да, конечно. Первая программа, в которую я попала, это «Access» и она дала просто кардинальный толчок . Благодаря ей я узнала, что есть и другие программы. Недавно выиграла поездку в Карпаты в обучающий лагерь, его проводил центр ЭЙДОС и мне действительно это очень понравилось. Я увидела, что это всё реально и то, к чему я бы хотела действительно дальше стремиться это, наверное, к программе «Украинская академия лидерства», потому что это то неформальное образование, которое я бы хотела получить до того, как выйти во взрослую жизнь.
Обучающий лагерь в Карпатах
– Николай, можно ли воспринимать подобные программы как плацдарм или возможно альтернативу для развития и изменений уже существующей системы образования?
Николай Колодяжный: Да. Будем честны, с чем зачастую сталкиваются выпускники, которые приходят после ВУЗа работать в СМИ – им говорят: «забудьте всё, чему вас учили» и человек начинает учиться заново. Возникает вопрос – зачем тогда учились? Может лучше программы образования, которые направлены на развитие тех практических знаний и навыков, которые пригодятся в реальной жизни. Вот Украинская академия лидерства, о которой упоминала Анастасия, чем мне нравится, у них есть трёхсторонний подход к развитию личности: развитие интеллектуальной, эмоциональной и физической сферы. Притом они всем этим трём направлениям уделяют большое значение. На мой взгляд, такие системы образования, прежде всего, закладывают в человеке такое важное качество как стремление к успеху, к самостоятельному достижению в жизни целей. А уже какие-то узкие прикладные знания, будь-то медицина, физика, математика или какие-то другие вещи – это человек может освоить, я думаю, что в достаточно короткий период, если он будет получать именно те практические знания, которые ему нужны в его профессии. Но базой должно быть развитие личности, а вот такие системы неформального образования на это и нацелены.
Группа “Kotiki” получила официальные сертификаты об успешном завершении программы “The English Access Michroscholarship Program”
– Какие программы неформального образования уже сейчас есть в Украине и в Запорожье, в частности?
Николай Колодяжный: Для подростков – программа «Access», которая полностью называется The English Access Microscholarship Program, которую координирую в Запорожье и к ней могут присоединяться подростки из семей уязвимых категорий. Следующий набор группы если он будет, то пройдет уже в октябре, нужно следить за обновлениями, подавать документы и принимать участие. Есть в Запорожье сейчас представительство программы «Активні громадяни» Британского Совета, которые тоже проводят цикл развивающих занятий.
Есть ещё различные направления внешкольного образования, которые дают уже и существующие бюджетные организации, и коммерческие, общественные, благотворительные организации. Они появляются. Как правило, они достаточно небольшие, но они есть. Нужно просто мониторить эту сферу, изучать и стараться присоединяться к таким направлениям.
Что касается Украины в целом, то, я уже говорил, есть несколько масштабных национальных проектов – это «Агенти змін. Діти», который я представляю в Запорожье. Это Украинская академия лидерства, которую мы упоминали, и та же Школа успеха фонда Кличко. Можно вспомнить ещё несколько разных направлений. Знаю, есть такая Школа миротворчества, которая проводится в Украине для подростков. Их становится всё больше и больше и это радует. И радует, что в рамках этой программы акцент делается не столько на узких специальных знаниях, а как я уже говорил, на принципиальном разностороннем развитии личности. Которое в человеке закладывает фундамент, а на этот фундамент он уже потом, исходя из своего внутреннего стремления или понимания, начинает настраивать какие-то специальные знания и навыки.
– Анастасия, сложно было попасть в программу? Предположим, нас читает парень/девушка, которые тоже хотят попасть в программу обучения и они не знают с чего начать.
Анастасия Метелёва: Лично для меня это была не очень стрессовая ситуация. Первый шаг – это подача документов и интервью, зачем это тебе надо, какая у тебя мотивация. Мне рассказывали друзья из моей группы, для них это было очень сложное испытание, они столкнулись с тем, что вообще не знали, что нужно говорить, зачем. И это очень сложная стрессовая эмоциональная ситуация. Но я хочу сказать, что в принципе тебя слушает такой же человек, и просто скажи зачем, что тебе вообще интересно, как ты хочешь развиваться и просто покажи, что тебе это интересно и ты бы хотел принимать активное участие в этой программе. Люди людей понимают и не нужно бояться – это самое главное.
– Какой порог прохождения в такие программы?
Николай Колодяжный: Как правило, развивающие программы для подростков стартуют лет с 12-13, в зависимости от специфики. Большинство программ, тренингов ориентированы на совершеннолетних людей – с 18 лет и таких гораздо больше. И эти программы позволяют проходить обучение не только в Украине, но и ездить за рубеж.
– Ваш совет тем, кто хотел бы поучаствовать в программах неформального образования, как сделать первый шаг?
Николай Колодяжный: Хотелось бы поделиться опытом в первую очередь с подростками, молодёжью. Самый первый и важный шаг – это принять ответственность за свою жизнь и за самого себя. Понять, что какими бы благими намерениями не руководствовались родители или учителя, только сами подростки осознают и чувствуют, что они хотят. Соответственно понять и осознать, чего ты хочешь в этой жизни, и начать развивать себя в соответствии с этой целью. И потом уже искать программы. Можно просто погуглить «неформальное образование для подростков, для молодёжи». Как правило, на страницах этих программ подробно изложены инструкции, как подаваться. И стучаться во все двери, стучаться, и рано или поздно какая-то из дверей откроется. И после того, как Вы уже попадёте в орбиту действия таких программ, Вам будет проще. Это станет для Вас открытием нового мира, который приведёт к успеху.