Продолжение серии публикаций на тему "Как создать школу для своих детей".

В прошлый раз мы рассмотрели, как провести организационную сессию и составить план. Настало время обсудить, что же следует сделать по каждому пункту плана.

Образ школы необходимо максимально материализовать, проработать и привести к реальности. Мы начинаем прорабатывать отдельные элементы – помещение, оборудование, методологию обучения, персонал и т. д.

Мы можем составить список вопросов, чтобы найти на них подходящие ответы. Давайте опишем обычный день обычного ученика – от момента его прибытия в школу до конца дня.

Нам нужн пройти со школьником все вехи его пребывания в школе:

✅Куда и в котором часу приезжают родители с ребенком?
✅Кто встречает ребенка?
✅ Нужно ли переобуваться на входе?
✅ Где дети оставляют верхнюю одежду?
✅ Где родители ждут своих детей вечером?

Дальше ученик попадает в общее пространство (open space

✅ Чем он может заниматься пока занятия не начались?
✅ Безопасно ли это пространство?
✅ Кто находится вместе с детьми?
✅ Как проводится общий сбор?
✅Как организован open space? Какие есть зоны?

В микрошколах мы используем идеи комнат-трансформеров – мультифункциональных помещений, которые можно  настраивать/пероборудовать в зависимости от задач.

В первой половине дня там находится школа, во второй – курсы. Это значит, что все школьные материалы должны быть куда-то спрятаны в надежное место. А на утро их можно было бы легко достать и использовать снова для школы.

Так мы проходимся по всем помещениям и выписываем на отдельные стикеры задачи, которые возникают в процессе "прогулки планирования".

Эти стикеры потом мы можем организовать в группы задач, чтобы увидеть целостную картину.

Следующий шаг планирвания – учебный процесК

Дети младших классов проводят время либо за столиками, либо на полу, на индивидуальных ковриках.

Мы должны ответить себе на вопросы:

✅ как они располагаются?
✅ Как расставлены материалы?
✅ Где стоят столики?
✅ Какие должны быть парты? (Например, парты-трапеции, которые легко организуются в удобные комплексы для совместной работы).

Мы, отвечая на эти вопросы, рисуем эскизы, планы помещений и создаем детальную планограмму школы. На планограмме размещены вся мебель и материалы. Чем больше мы создаем материального видения, тем более реалистичным становится замысел школы.

Перерыв

✅ Что делают дети во время перерыва?
✅Как все организовано?
✅Куда они могут пойти?
✅Возможна ли двигательная активность внутри помещения?
✅Есть ли возможность беспрепятственно выйти на улицу и вернуться обратно?
✅ Как дети одеваются, выходя на улицу?

В финских школах, например, есть плащики и резиновые сапоги для деток на случай дождя. Дети организованно надевают одежду и выходят на улицу. Когда все возвращаются, детки чистят одежду в специальном месте и расставляют по своим местам.

Эти дети точно не боятся дождя, быть мокрыми или запачкаться. Даже наоборот, такая погода для них – это целое приключение.

Хранение игрушек и материалов

В школе должно быть много комнат-кладовок, где хранятся ресурсы.

Часто используются, особенно в средней школе, дежурные по классу, которые отвечают за ресурсы. Только он может зайти в ресурсную и взять необходимые вещи для класса. И для того, чтобы все по-прежнему находилось в порядке, ресурсную комнату необходимо разделить на три зоны: то, что ребенок может взять сам; то, что можно взять только с тьютором, и то, что тьютор может взять у директора. Ресурсы имеют разную ценность и разный уровень доступа.

Обед

✅ Где будут кушать дети?
✅ Какие есть варианты?
✅ Самим готовить, дети приносят свою еду, кейтеринг, соседний ресторан?

Каждый вариант нужно проанализировать, взвесить и выбрать самый подходящий для вашей ситуации.

Обязательная прогулка для детей после обеда

✅ Есть ли пришкольная закрытая территория?
✅ Какие есть локации поблизости, где дети безопасно смогут находиться, развлекаться и бегать?

В Финляндии реализовали потрясающую идею. У них возле школы есть отдельно стоящий парк, куда школьники могут свободно заходить. А в самом парке находится домик с огородиком и разными развлечениями (велосипеды, самокаты). В домике есть хозяйка, которая организовывает порядок. А дети могут свободно пользоваться любыми ресурсами. Обязательное требование – соблюдать правила и поддерживать порядок.

Поэтому после занятий дети сразу бегут в парк и наслаждаются своим детством. А для подростков построено специальное пространство по формату «Анти-кафе». Ребята могут приходить туда, работать, общаться, слушать музыку. Это место, где тинейджеры находятся вместе и могут сами выбирать вид своей деятельности.

Послеобеденные курсы и студии

✅ Чем отличаются студии и курсы от школьного обучения?

Есть школьная программа по каждому предмету, которая задается МОН и определяет темы и темп обучения. Ребенок обязан пройти все темы и сдать контрольные.

Студии ребенок выбирает самостоятельно – по своим интересам. Студии предполагают разные уровни освоения знаний – для начинающих и уже осведомленных (как, например, курсы английского языка). На студии могут приходить разные дети: как со школы, так и внешние.

Нужно полностью продумать формат управления этими потоками

✅ Как внешние дети будут попадать на студии?
✅ Как они проходят?
✅ Как взаимодействуют с администратором?
✅ Как оформляются?
✅ Где оставляют свои вещи?

В студии есть учитель, который ведет отчет по количеству детей. А по окончанию студии мы должны понимать, как отдавать детей, кто общается с родителями, как дается обратная связь по студии.

Мы создаем уплотненный замысел, другими словами, сценарий существования школы. Мы формируем такие сценарии, исходя из разных горизонтов планирвания – для одного дня, для целой недели, для месяца и для года.

Мы ответим на вопросы:

✅ Как функционирует школа в выходные и праздниченые дни, во время каникул?
✅ Есть ли необязательные дни для посещения?
✅ Есть ли проектная деятельность, образовательные путешествия?

Итог нашей работы – большая карта со стикерами-задачами и много отдельных эскизов, схем, расписаний и планограмм.

Теперь нам нужно будет упорядочить стикеры – сгруппировать их, установить связи и последовательность.

 

Для каждой задачи определяем:

➡️ продолжительность (время необходимое для ее завершения),
➡️ дедлайн – срок, до которого она должна быть выполнена,
➡️ стоимость,
➡️ отвественного.

После этого мы просто формируем план проекта. Управлять задачами легко, если знаешь, как это делать! :)

 

Приходите со своими страхами и вопросами относительно создания альтшколы 16 мая в 18.00 в Зеленку (Киев). 
Подробности и регистрация по ссылке.

Поширити у соц. мережах: