Школы бывают разные – черные, белые, красные. А если серьезно, школа – организация, являющаяся лакмусовой бумажкой общества. Есть привлекательные для условий концепции вроде гуманистической педагогики, самонаправленного и демократичного образования. Эти мемы ласкают слух, но почему же так туго идет их внедрение в реальности?
Все зависит от того, какая основная «ментальная прошивка» основателей и руководства школы, и насколько она отличается от доминантной парадигмы общества, в частности, родителей.
Давайте попробуем разобраться. Не буду излагать здесь концепцию Спиральной динамики, – желающие ознакомиться с ней, могут почитать здесь. Но пару слов о ней тут будут уместны.
Согласно Спиральной динамике, существует 8 основных типов организованности (сообществ). Каждому типу
соответствует определенная парадигма мышления. Для удобства оперирования они обозначаются цветами: бежевые, фиолетовые, красные, синие, оранжевые, зеленые, желтые и бирюзовые. Именно в этой последовательности они и располагаются на эволюционной спирали. И каждому типу организованности, каждой парадигме мышления соответствует свой тип школы.
Первые два – бежевый и фиолетовый – как в основном уже пережитые человечеством, мы здесь пропустим.
Доминируй, властвуй, порабощай. Высокая терпимость к насилию. Если тебя ударили – ты слаб, поэтому бей первым. Красные тенденции все еще живут в культурном коде сообщества и часто вырываются наружу в виде буллинга и мобинга. Индивидуализм в форме эгоцентризма. Воспитание агрессивной силы. Или податливой слабости. В красных обществах стратегии слабых и угнетенных могут быть даже более выигрышными, чем стратегии доминантов. Доминант – всегда в зоне риска, тогда как слабый способен прожить более долгую и благополучную жизнь, если хорошо выполняет свою роль.
Если слабому удается войти в подчиненное отношение к обладающему силой/ресурсами. Отсюда посыл для девочек – будь красивой, эффектной, внешне молчаливой и податливой, но по сути – хитрой и изворотливой. В классических красных обществах женщины могут обеспечить себе безопасное и гарантировано сытое существование, если состоят в отношениях с доминантным мужчиной. Относительно нормальное и стабильное существование они могут получить, если будут послушными и хозяйственными – в таком случае есть хорошие шансы выйти замуж за мужчину, который сможет обеспечить ей и ее потомству необходимый минимум.
Тоталитарное общество с единой сильной вертикалью власти. Критерий правильности решений – воля более сильного или старшего в иерархии.
Красная школа учит:
- Действуй по волчьим законам
- Основной акцент – на обучении выживанию в агрессивной среде. Бей, беги, замри (нужное подчеркнуть)!
- Процветает буллинг, насилие, жестокость, высмеивание слабых, дедовщина, междоусобная борьба. Девиз №1: агрессивно доминируй над кем-то, или будь униженным. Девиз №2: пинай слабого вместе со всеми, или сам окажешься в его роли.
- Насилие и буллинг – системные явления, они неискоренимы. Если убрать преследователя – на его место тут же станет другой (который раньше мог вовсе никак не проявлять такой склонности). Если жертва будет вытравлена из коллектива – на ее месте тут же окажется новая жертва. Потому что причина – не в личностных качествах буллера и жертвы, а в ролях, необходимых для успешного существования красного общества.
- Беспрекословное подчинение сильнейшему.
- Милитаризм, контекст войны (обучение приемам борьбы и выживания).
- Чтобы удерживать позицию лидера, нужно постоянно демонстрировать силовое превосходство.
- Огромная роль параметров физического тела (стремление к выраженной маскулинности среди мальчиков и феминности среди девочек). Тенденция высмеивать физическую нетипичность (маленький рост, хрупкое телосложение у мальчиков, слабая выраженность вторичных половых признаков у девочек).
- Формальный (назначенный) лидер не имеет реальной власти. Бразды правления всегда негласно держит наиболее агрессивный доминант.
- Либеральные методы управления воспринимаются как слабость, мягкотелость. Учителя, как правило, становятся заложниками красных систем и деформируются в деспотов. Если нет – сами становятся жертвами буллинга со стороны учеников, их родителей и других учителей.
- Свита – обязательный атрибут лидера. Директор окружает себя учителями-приспособленцами, учитель непременно заводит любимчиков-подхалимов. В каждом классе и каждой школе обязательно есть доминантные мальчики и девочки, всегда передвигающиеся «с конвоем».
Бюрократия, консервативность, нормированность, строгая регламентированность поведения, внешности, речи, стабильность социальных структур. Процедуры и правила. Рамки приличия, «что подумают другие». Коллективизм.
Здесь важны правила, нормы, устои, огромная роль принадлежит формальностям и манерам. Как в общении, так и в поведении. Важно использовать правильные, строго определенные формулировки. Правильно отступай клеточки, поднимай руку, говори, когда тебе позволено.
Демократические общества с разделением ветвей власти, представительская демократия, делегирование власти посредством выборов, верховенство права. Критерий правильности решений – мнение большинства, зафиксированное голосованием.
Характерные признаки синих школ:
- Комитеты, советы, товарищеские суды, избираемый школьный парламент.
- Соблюдение буквы закона, стандартов, формальностей, этикета, протоколов.
- Обязательства первичны, желания и потребности – вторичны.
- Встраивание в существующую иерархическую социальную структуру.
- Обучение строго по утвержденной программе.
Конкурируй, будь лучше, будь ярче. Знай, как и кому подать информацию. Правильно презентуй себя, продавай свои услуги, убеждай. «Ничего личного, только бизнес». Добивайся успеха. Будь лучше, круче, веди публичную жизнь, демонстрируй свои успехи, доказывай свою рыночную ценность. Огромная роль предметам и атрибутам статуса – в одежде и аксессуарах.
Предпринимательство, культ эффективности. Индивидуализм как стремление к персональной эффективности.
Нет незаменимых, дашь слабину – и на твоем месте уже кто-то другой. Супергерои общества – сильные харизматики, которым «удалось сделать себя», пройдя путь от подпольного гаража к огромной корпорации с окнами на Манхеттен. Вообще, оранжевое общество – это время роста гигантских корпораций. Ключевые слова: амбиции, драйв, азарт, уверенность.
«Ставочная отсидка» на рабочем месте уступает место бонусной системе за эффективность. Процедуры и формальности в этой связи опускаются с целью экономии ресурсов, зато приветствуется изобретательность и бизнес-новаторство. Когда ради победы в конкурентной борьбе происходит приходится проявлять и постоянно совершенствовать креатив. Социальная находчивость и предприимчивость поощряются со школы. Мало правильно выполнить задание – это всего лишь демонстрирует твою прилежность и исполнительность. Выкрутись, дай новое видение, удиви подходом – вот это уже что-то значит. Отличись, будь лучшим, утри нос вчерашним звездам. Будь смелым – покажи, чего ты стоишь.
Соревновательность в обучении, важность успешного окончания школы, сдачи экзаменов. Успешность в школе – гарантия успешного поступления. Успешное окончание престижного вуза – ключ к получению хорошей работы и началу карьерного продвижения. Работающие социальные лифты и социальные эскалаторы. На просторах СНГ принципы оранжевого общества полноценно никогда не работали, так как не был произведен окончательный переход от красных и синих принципов. В итоге, мы получили характерный местный «микс», в котором оранжевые элементы интегрируются в более архаичные системы, «разбавляя» их и рождая некий эклектический Шанхай. Когда по одну сторону дороги видим сверхсовременный небоскреб, а по другую – здания из всех прошлых эпох. И все они функционируют одновременно.
Время лозунгов и слоганов. Продающие тексты и упаковки. Неважно, что ты можешь. Важно, как ты это продашь. Время дельцов и авантюристов. Оранжевое общество любит дерзких.
Именно в оранжевое время рождается сервис, клиенториентированность. Правила игры начинает задавать рынок, а не законы (как в синем обществе).
Общества, в основе которых лежит рыночная экономика. Критерий правильности решений – их эффективность в достижении цели, - приводят ли они к успеху.
Характерные признаки оранжевых школ:
- Акцент не на знаниях, а на практических навыках, представляющих «рыночную ценность».
- Умение убеждать (переговоры, публичные выступления, работа с возражениями).
- Предпринимательство (финансовое планирование, реализация бизнес-идей).
- Лидерство (как быть впереди, как выделиться, как вести людей за собой, как управлять).
- Умение работать быстро, в стрессовых условиях (соревновательность, набирающая обороты).
- Динамичность, стратегическая гибкость (умение быстро перестроиться в нужный момент).
- Производственное превосходство, новаторство (сделать лучше, по-новому).
- Четкая специализация (найти свою фишку и стать в ней профи).
- Маркетинг, умение красиво подать.
- Целеустремленность, ориентация на результат.
- Имидж прежде всего.
Основной акцент – на ценности Команды. Лидер – такой же член команды, как и остальные. Девиз – давай сделаем это вместе. Равенство без уравниловки. Братство без круговой поруки.
Каждый может стать лидером проекта (организации и даже страны), если будет признан другими. Но любое руководство по определению – временно. Сегодня ты лидер, завтра – рядовой член команды. И это не низвержение, здесь нет унижения.
Самоорганизованные команды. Скиллы (навыки) ценнее происхождения и связей. Софты выходят на первый план относительно хардов (если ты обучаем – можешь развить любую профессиональную компетенцию, но без осмысления своего места в команде далеко не заедешь).
Если ты обладаешь ценным умением – неважно твое звание, статус, должность и в каком классе ты родился. Терпимость к различиям, инаковости – в том числе внешней. Неважно, как ты выглядишь, если ты что-то из себя представляешь, умеешь включаться в работу группы, сотрудничать. Тенденция к отходу от формальностей и размытие границ дресс-кода. В зеленых компаниях можно увидеть юриста с дредами с тоннелями в ушах, психотерапевта, у которого руки забиты татуировками. А на серьезной конференции спикер запросто может выйти на сцену в кедах и растянутом свитере.
Человек – партнер, а не ресурс. Партнерство шефа и подчиненного на работе, партнерство учителя и ученика в школе. Гетерархия приходит на смену вертикальной иерархии. Большое значение придается корпоративной культуре, созданию благоприятной обстановки и условий для личностного роста каждого. Снова коллективизм.
Сметание границ и препятствий. Между классами, странами. Культурные смешения, фьюжн профессий. Выход обучения и работы из тесных кабинетов в open space. Изменение базового принципа временного регламента – отход от фиксированного учебного и рабочего времени в пользу проектных сроков. Сроки не спускаются свыше, а определяются непосредственно проектной командой. В школе также временные рамки определяются сами детьми при коучинговой поддержке наставника, а не в директивном режиме.
Организации типа Greenpeace. Горизонтальные структуры. Критерий правильности решений – консенсус всех участников.
Характерные признаки зеленых школ:
- Космополитизм.
- Разговорный английский (или другие языки, но смысл именно в умении свободно изъясняться).
- Толерантность и терпимость к культурным, религиозным, этническим различиям.
- Гибкость программы.
- Дети – полноправные участники учебного процесса, они имеют реальные полномочия влиять на него (даже самые маленькие).
- Главный скилл – коммуникативность, способность к диалогу.
- Командная работа и эмоциональный интеллект.
- Вовлечение вместо наставлений.
- Поиск новых, нетривиальных, интересных форматов.
- Эстетика открытых отношений вместо поведенческих протоколов и формального этикета.
- Важность психологической поддержки и конструктивной критики.
Главный акцент на авторстве. Любая деятельность, любая инициатива – твой авторский проект. Свободное творчество с уже прошитой на предыдущих уровнях ответственностью за результат. Это первый уровень, на котором авторским проектом может быть проект или сообщество любого из предыдущих уровней. Снова индивидуализм – уже как свобода творчества.
Сетевые сообщества. Горизонтальные отношения. Полное отсутствие иерархии. Критерия правильности решений не существует. Тебе либо нравится, либо нет. Ты либо присоединяешься к команде/проекту/инициативе, либо нет.
Чему учат в желтой школе:
- творчеству во всех его формах,
- превращению в игру всего, чем ты занимаешься,
- слушать свою собственную природу,
- знать, чего ты хочешь на самом деле,
- организовывать ресурсы для достижения этого,
- выбирать индивидуальную траекторию развития,
- свободе в увязке с ответственностью,
- получать удовольствие от авторства в формировании обстоятельств своей жизни.
Если красные общества построены вокруг выживания, синие – вокруг стабильности системы, оранжевые – вокруг достижения амбициозных целей, зеленые – вокруг сообщества, желтые – вокруг авторства, то бирюзовые – вокруг ценностей и идеалов. Основной вопрос – ради чего мы это делаем? Какой в этом смысл? Команды и проекты создаются вокруг миссии. Люди сплочаются и объединяются в единый живой организм на основе общих интересов и ценностей. Это могут быть как целиком социальные проекты (например, спасение популяции китов), так и коммерческие бизнес-проекты, в основе которых находятся принципы служения («good money»).
Людям не нужны внешние стимулы и искусственная мотивация. Если они в проекте – они уже мотивированы. Фасилитация вместо директивного управления. Команды-организмы не нуждаются во внешнем регулировании. Воспитание и развитие индивидуума строится таким образом, что он постепенно сам становится способным к саморегуляции, самовоспитанию, самомотивации, самодисциплине. Влияние органов контроля и санкции ослабевает за ненадобностью за счет эволюционного роста самосознания общества. Человек не бросает мусор на газон не из страха наказания, а благодаря внутренним убеждениям.
Ключевое переживание – глубинная тождественность себя с другими. Из чего рождается тотальное доверие и принятие.
Чему учат в бирюзовой школе:
- Самоорганизации малых групп (правила, режим, сроки, распределение ролей – всем этим занимаются непосредственные участники процесса, даже если им по 6 лет).
- Следованию не цели, а миссии, или, что то же самое, жизни в согласии с ценностями.
- Основной акцент – на самообучении группой. Дети обучаются тому, чего им не хватает для успешной реализации общего замысла.
- Основная ценность – служение, способствование эволюционным переменам: в обществе, науке, культуре.
- Ориентация на будущее, визионерство.
- Самоирония, отношение к ошибкам как к ценному развивающему ресурсу.
- Отсутствие регламентированного графика. Индивидуальный и командный график формируется самостоятельно участниками процесса.
* * *
Конечно, мы живем в многоцветном обществе, где чистые цвета встречаются не так часто. Но внимательный читатель не может не отметить, что большинство школ постсоветского пространства – явно красно-синие. Почему же, несмотря на многочисленные реформаторские потуги, «воз и нынче там»?
Основная причина тому, пожалуй, состоит в том, что на данном этапе эволюции человечества только малое количество людей способны мыслить на желтом или бирюзовом уровнях, соответственно желтые и бирюзовые школ во всем мире можно пересчитать по пальцам. Ситуация еще усугубляется тем, что многие из тех, кто в основном мыслит уже на желтом или бирюзовом уровнях, имеют «непроработанные» предыдущие уровни. А в развитии нельзя перескочить через эволюционную ступень, – не научившись ползать, ребенок не может научиться полноценно ходить. И это не позволяет им создавать чисто желтые или бирюзовые проекты.
А какого цвета школу вы бы предпочли для собственного ребенка?
И следующий вопрос, который стоит задать себе, а какого цвета ваша собственная «ментальная прошивка»?
Продолжение читайте по ссылке Как перейти с «красного» уровня отношений в школе на «синий» (по Спиральной динамике)