Как соединить в одном мероприятии идею осознанного потребления и создания инклюзивного пространства? Именно это планируют делать на благотворительном «Кураж Базаре», который будет на выходных — благодаря продажам с барахолки финансировать инклюзивные лагеря для детей, да и вообще знакомить широкую аудиторию с идеями создания такого пространства и мышления, которое бы не разделяло, а объединяло здоровых людей и людей с особенными потребностями. Как именно это будет происходить, рассказывают организаторы Наталья Орлова и Олеся Яскевич.
В этом году впервые в Украине мы решили затронуть тему социализации детей с инвалидностью — в Европе давно поняли, насколько это важно, а у нас об инклюзии вообще никто не говорит. Многие даже такого термина не слышали. Пока мы изучали тему, столкнулись с дикими фактами. Сегодня больше половины детей с синдромом Дауна остаются в роддоме, их оставляют родители в том числе из-за стыда и непонимания, что делать. Дети с ДЦП, на колясках и с нарушениями физического или психического развития гуляют с родителями на улице, когда их никто не видит, чтобы не сталкиваться с оценочными мнениями и взглядами. И это реальная проблема. Мы также знаем семьи, чьи взрослые дети отказываются выходить из дома, так как они передвигаются на колясках, а условий и культуры нет. Поэтому возникла идея поднять эту тему публично, заставить людей мыслить шире, быть толерантнее и добрее.
И, конечно, у нас есть большая благотворительная цель — собрать 500 тысяч гривен на два инклюзивных детских лагеря. Один — для детей с комплексными нарушениями — мы профинансируем полностью, а второй — для детей с проблемами слуха — частично, так как большая часть денег на организацию уже есть. Наравне с детьми с инвалидностью в лагерях будут и совершенно здоровые дети. Вместе они будут играть, учиться новому, дурачиться. В этом и есть суть инклюзивных лагерей, чтобы дети с инвалидностью не чувствовали себя на обочине жизни.
Для детей будет работать огромная инклюзивная зона, которую мы называем «Диснейленд», потому что там будет все: батуты, качели, мастер-классы по расписыванию пряников и созданию сердечек из фетра, литературные чтения, сенсорные и музыкальные зоны, научно-популярное шоу “Физики-Химики”, уличные маги, которые будут показывать фокусы. Вообще вся детская зона бесплатная, даже канистерапия — это способ лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак. С ними можно поиграть, побегать. Будут и развивающие занятия: аппликации, лепка из пластилина и соленого теста, мягкий конструктор и еще много всего. Для взрослых будет работать Мастерская инклюзии — интерактивная зона со спикерами и мероприятиями, связанными с инклюзией. С 12.00 до 18.00 там будут рассказывать интересные факты о людях с разными диагнозами и заболеваниями. Например, как неслышащие люди слушают музыку, занимаются ли люди на колясках сексом, снятся ли невидящим сны, — здесь ответят на все неудобные вопросы, научат перемещаться на коляске, переходить улицу с закрытыми глазами, говорить на жестовом языке и делать самолетик одной рукой.
Недавно у нас была съемка, где мы фотографировали парами детей с инвалидностью и без, чтобы показать, что все дети разные, но равные. Она длилась целый день, и в конце многие дети подружились — они играли, носились по фоторуму. Сама собой возникла инклюзивная площадка. Но вначале я слышала, как нейротипичные (здоровые) дети тихонько задавали своим родителям вопросы: что у этой девочки в ухе (на слуховой аппарат), почему этот мальчик смотрит вниз (на незрячего) и так далее. И тут важно не замалчивать, а честно и доступно отвечать на все вопросы. Ребенок не глупый, он сам во всем разберется. Главное, объяснять и не давать оценок, чтобы не навязывать свое мнение и стереотипы. Пока вы не скажете ребенку, что человек с аутизмом агрессивен и к нему лучше не подходить, ему это и в голову не придет. Он будет гулять с ним и дружить.
От инклюзии выигрывают все дети без исключения, ведь они начинают мыслить без барьеров. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты очкарик, ты толстый и так далее. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми. Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него. Встречая человека на коляске на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть.
Инклюзия — это не история про жалость. Человек с инвалидностью перестанет казаться диковинкой. Я уверена, что перед нейротипичными детьми, которые выросли в инклюзивной среде, в будущем не возникнет вопрос, что такое пандус и зачем он так необходим перед тем или иным учреждением. А перед тем, как вести ребенка в инклюзивную зону, можно показать ему чудесный мультик «Про Диму».