Образовательная система в Украине давно устарела — знания выпускников школ не отвечают современным требованиям, а вузы выпускают специалистов, не готовых к работе. С конца 2016 года профильное министерство под руководством Лилии Гриневич работало над концепцией реформы общего среднего образования. Новый подход получил название "Новая украинская школа". Какие ключевые идеи лежат в основе очередной образовательной реформы?
создание национального агентства обеспечения качества образования и национального центра профессиональных квалификаций разработка национальной системы квалификаций 12-летнее школьное образование (+1 образовательный год) сокращение количества предметов автономия для школ и учителей добровольная сертификация учителей создание новой сетки опорных школ По прогнозам министра Лилии Гриневич, переход на новую концепцию школьного образования должен произойти до 2018-2019 учебного года. Для того, чтобы это произошло, Рада должна поддержать во втором чтении законопроект "Об образовании".Отказ от зубрежки
В Минобразования уверены, что разработанная ими концепция — это новый проевропейский стандарт образования. Мол, школьники вместо зубрежки предметов будут развиваться и готовиться к "школе жизни". Акцент такой образовательной реформы будет делаться на работе в группах, а также на развитии "эмоционального интеллекта" — понимания других. Чиновники использовали опыт таких стран, как Финляндия, Великобритания, Польша.
Среднее образование (12 лет) будет включать в себя 3 этапа:
начальное образование (первые 4 класса); базовое среднее образование в гимназии (5 лет); профильное среднее образование в лицее или училище, колледже (3 года)."Не нужно смотреть на это нововведение, как на "еще один год в школе". Нужно смотреть шире — это часть 3-летнего профильного среднего образования. Многие страны исповедуют те же подходы", — поясняет Ирина Когут, эксперт по вопросам школьного образования аналитического центра Сedos.
Изменения коснутся и программы обучения. Учебники, которые выступали основой для получения знаний, теперь могут спокойно пылиться на полках дома, ведь их должны заменить электронными версиями, которые будут доступны на всех гаджетах школьников. Планируется, что школа будет выступать некой электронной платформой, где учебники, конспекты, курсы и тесты будут в распоряжении педагогов и учеников.
Обещают также введения дополнительных ресурсов, которые будут способствовать развитию логики, экономической грамотности и креативу.
На каждом этапе обучения будет сокращаться количество предметов преподавания. В профильном ведомстве уверены, что это поможет ученику определиться со специальностью при поступлении в вуз. К примеру, после 9 класса старшеклассник сможет выбрать два варианта дальнейшего обучения:
академическое — более детальное изучение некоторых предметов, адаптированное к первому курсу университета. профессиональное — с ним кроме среднего образования школьник получает первую профессию.Меняется роль учителя — теперь педагог самостоятельно выбирает, как подавать и организовывать учебный процесс. Главное, чтобы по итогу занятий знания учеников соответствовали государственным стандартам образования. Но контроль знаний будет обязателен в виде ВНО или госаттестаций.
Меняется и подход к выбору директоров. Теперь они будут избираться по итогам конкурса, а не по назначению органов образования.
"Идеи, которые лежат в основе новой концепции, необычные для украинского социума и школьников, но это скорее говорит о неготовности образовательной системы до таких инноваций. Новая концепция дает больше свободы для учителей, школа становится автономной от иерархии министерства, районных или других образовательных организаций", — утверждает Ирина Когут.
По ее мнению, в новой системе полномочия не дублируются, а внедряются собственные. Компетенции выходят из разных навыков, а не из набора академических задач, которые нужно выполнить для определенного результата.
Вокруг новой реформы уже возникло много мифов. Один из самых распространенных — теперь учебный год разделен на три семестра, вместо двух.
На это в министерстве отвечают следующим образом — школы сами выбирают, сколько семестров учиться. Триместры не обязательны. Единственное требование: учебный год должен начаться 1 сентября, а закончиться не позднее 30 июня. Отдыхать, помимо летних каникул, школьники должны не менее 30 дней в году. То есть, директор и педагогический комитет сами определяют структуру учебного года и согласно этому формируют учебную программу. Далее они должны согласовать структуру с местными органами власти, которые, собственно, и осуществляют администрирование школ. Другими словами, каждое учебное заведение самостоятельно выбирает и согласовывает модель на год.
Но вне зависимости от результативности работы нардепов, часть школьников уже в этом году прочувствует изменения. Согласно данным Минобразования 1 сентября 2017 года в первый класс пойдут более 408 тыс. первоклассников и треть из них станут частью пилотного проекта.
Какие изменения почувствуют на себе первоклашки и их родители? Школьники освобождаются от домашних заданий на время каникул, в выходные и в праздничные дни.
Первым классам на дом не должны задавать никаких заданий. Ученикам вторых классов разрешается давать задания, выполнение которых в целом не превышает 45 минут. Для третьеклассников время выполнения увеличивается до одного часа и десяти минут, для учащихся четвертых классов — до полутора часов.
"Не рекомендуются перегружать школьников задачами, которые содержатся в дополнительных пособиях, тетрадях с печатной основой: закрашивание рисунков, составление схем, таблиц, выполнение дополнительных заданий и упражнений, написание домашних сочинений", — говорится в методических рекомендациях.
Также меняются подходы к оцениванию учеников. В первом классе оценки будут лишь озвучиваться вербально. Со 2 по 4 класс будут введены оценки в виде 12-балльной шкалы. Кроме того, школы могут проявить креативность и использовать собственные системы оценивания по согласованию с местными органами управления образованием. Однако оценки за семестр, за год и результаты государственной итоговой аттестации нужно будет указывать по 12-балльной системе.
Отдельная тема в рамках реформы — укрупнение сельских школ и создание опорных школ. Они создаются для того, чтобы дети из сел и небольших поселков сумели получить образования на должном уровне.
Именно опорные школы станут "площадкой для испытаний" новой концепции. Новый пилотный проект, о котором говорилось выше, запустят именно в 100 опорных школах.
Опорные школы будут создаваться во всех регионах Украины. Каждая такая школа будет иметь не менее трех филиалов. Филиал — это школа І ступени (1-4 классы), которые максимально приближены к месту проживания детей. Опорные школы будут посещать дети из многих сел, чтобы иметь возможность потом учиться в профильных старших классах. Привозить детей будут на школьных автобусах, по необходимости для детей из отдаленных сел будут обустраивать общежития.
В этом году правительство впервые выделило деньги на школьное оборудование для спецкабинетов (300 млн грн) и автобусы (200 млн грн). По данным Минобразования, сейчас в стране уже работают 178 таких школ и 511 их филиалов. В министерстве назвали области, где будет создано больше всего "опорных школ" — это Львовская (24 учебных заведения), Киевская и Кировоградская области (по 23 школы). Меньше всего учебных заведений откроется в Закарпатской, Винницкой, Николаевской и Одесской областях — всего по 2 "опорных школы" — а все из-за низкой успеваемости учеников.
Общественные организации подключаются к реформированию украинской школьной системы и помогают учителям подготовиться к работе в новых условиях. К примеру, Western NIS Enterprise Fund является основателем проекта "Пилот 24" и выделил около 6,3 млн грн на развитие инфраструктуры опорных школ. Также Агентство США по международному развитию (USAID) профинансировало ремонтные работы в 24 опорных школах на сумму $1,5 млн.
По словам Ирины Озимок, руководителя программ местного экономического развития Western NIS Enterprise Fund, проект задумывался не для того, чтобы постоянно поддерживать опорные школы финансово, а чтобы научить их брать на себя инициативу, брать ответственность и самим быть агентами изменений. "На тренингах по проектному менеджменту они усвоили, как привлекать дополнительное финансирование на проектной основе — через краудфандинг, от местных предпринимателей, местных органов власти", — рассказывает Ирина Озимок.
"Мы хотели показать учителям, что возможно учить по-другому. Важным шагом стало превращение роли учителя от того, кто только передает знания, к тому, кто еще становится и ментором для ребенка", — продолжает она.
Хотелось бы верить, что все больше школ, не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах, будут готовы воспринимать новую систему и брать на себя дополнительную ответственность. Без этого вся реформа останется лишь на бумаге.