Раздельное обучение мальчиков и девочек — дискуссионный вопрос, имеющий немало сторонников и критиков. «Образовательный десант» из Украины побывал в Коллегиуме Старого Таллинна, где этот метод практикуют. Директор учреждения Керсти Нигесен рассказала, почему считает такой подход целесообразным и полезным.
В Коллегиуме Старого Таллинна (официальное название — Collegium Educationis Revaliae, CER), где обучаются более 1000 учеников, раздельное обучение применяют с 1-го по 9-й классы. Однако мальчики и девочки учатся вместе на уроках музыки и пения, а также на внеклассных занятиях. Какие результаты дает этот подход?
В начальных классах девочки несколько опережают сверстников-мальчиков по темпам усвоения материала: они более сконцентрированы и старательны. Поэтому логично, что в классах, где одни девочки, можно двигаться немного быстрее.
Кроме того, у девочек и мальчиков в этом возрасте есть определенные особенности самооценки. Если мальчики склонны преувеличивать свои достижения и способности, то девочки их, наоборот, занижают. Этот момент комментирует известный эстонский образовательный эксперт Юло Вооглайд:
«В начальной школе девочки на 2-3 года духовно и физически опережают по развитию мальчиков. В 7-летнем возрасте у девочек наблюдается интеллектуальный подъем, у мальчиков — эмоциональный. А уже через шесть лет будет наоборот: у девочек будет наблюдаться эмоциональный подъем, а мальчики будут готовы сосредоточиться на учебе».
Раздельное обучение избавляет от необходимости «подтягивать» мальчиков и заставлять их постоянно быть в роли догоняющих. А также позволяет детям не сравнивать себя с другими и ориентироваться исключительно на собственный темп работы.
Мотивация к обучению у мальчиков и девочек часто отличается. Девочки более склонны усердно заниматься, чтобы получить одобрение учителя, в то время как у мальчиков усердие появляется только тогда, когда их заинтересовал материал.
Американский психолог Джон Корсо еще в конце 1950-х сделал открытие: у женщин лучше развит слух, особенно на частотах, необходимых для распознавания речи.
Это означает, что громкий голос учителя для девочки будет звучать как крик. А мальчик, наоборот, не будет воспринимать более тихий голос и начнет отвлекаться.
К тому же аудиалов среди школьниц в разы больше, поэтому им мешает шум, который склонны устраивать мальчики во время уроков. А мальчикам это совсем не мешает концентрироваться на том, что говорит преподаватель.
Поэтому уместно применять различные подходы к мальчикам и девочкам, а сделать это в общем классе не всегда возможно.
В общих классах часто именно девочек ставят в пример для подражания в вопросах дисциплины. Критики этого говорят, что традиционная школа таким образом развивает систему ценностей, основанную на женской модели поведения.
В результате мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: желание понравиться, отсутствие протестных установок. В раздельных классах ребята ориентируются только на себя и учатся по-своему выстраивать отношения.
Например, дружба мальчиков и дружба девочек строится по-разному. В центре мальчишеской дружбы — игра. Те, кто поддерживает эту игру, — друзья. Говорить о личном или о чувствах между мальчишками не принято. А для девочек этот момент, наоборот, очень важен. Им нужно чувствовать душевное родство, открывать мысли.
В Коллегиуме Старого Таллинна есть специальная комната для сорванцов, куда отправляют непослушных учеников или тех, кто проявляет агрессию.
Вместе с психологом такие школьники час пьют чай, разговаривают, а потом снова возвращаются к занятиям. Как показывает практика, «успокаивающая» комната нужна только мальчикам. Еще не было случаев, чтобы в нее попадали девочки.
Раздельные классы помогают разграничить обучение и незапланированную коммуникацию. Ребята не отвлекаются на заигрывание с противоположным полом на уроках. Как следствие — повышается концентрация. Кроме того, никто в классе не боится задавать учителям «странные» вопросы или допустить ошибку. Мальчики не волнуются, что их высмеют девочки (или наоборот), и они потеряют авторитет в глазах сверстников.
Раздельное обучение позволяет получить подробные знания по тем темам, которые мальчикам и девочкам вместе изучать неудобно. Особенно четко это прослеживается на уроках биологии, когда учитель рассказывает о половой системе человека, венерических заболеваниях и ВИЧ.
В общих классах такие темы заставляют часть учеников краснеть, других — посмеиваться и перешептываться. А вот когда девочки и мальчики разделены, такие занятия проходят спокойно, сексуальное образование предоставляется более полно и без лишних эмоций.
Преподаватели замечают, что в присутствии мальчиков девочки часто заняты мыслями о том, какое впечатление производят на них, а не обучением. А мальчишки склонны проявлять свою заинтересованность через подколы или едкие замечания.
Учителя отмечают снижение агрессии у мальчиков в раздельных классах. Объясняют это тем, что мальчикам легче договориться между собой при назревании и разрешении конфликта. Нет необходимости демонстрировать силу или рисоваться перед девочками.
Девочки тоже лучше взаимодействуют между собой, когда не пытаются одновременно конкурировать с ребятами в учебе и понравиться им.