Евгений Мирошниченко – психолог, бизнес-тренер, руководитель образовательного холдинга OpenEDU, автор проектов в сфере образования детей – «Мастерская успеха» (детский кинолагерь под Киевом), «Подростковый клуб» (тренинговый центр для подростков), «Курса родительского мастерства», создатель «ПростоЗНО», онлайн-платформы для подготовки к выпускному тестированию, автор книги «Смотри и учись».
Бизнес-тренер – это призвание, поэтому я по-прежнему остаюсь в этой сфере. Консультирую компании, провожу тренинги. Но обучая взрослых, вижу ограничения и проблемы, которые уже возникли у них в процессе взросления.
Моя задача – провести обучение таким образом, чтобы даже самый немотивированный человек взял и использовал знания. Для этого использую игровые методики, проблематизирующие и мотивирующие ситуации. И у меня хорошо получается.
Однажды задумался: если так хорошо получается обучать взрослых, почему не удается обучать также успешно детей в школе? В чем там проблема? Поэтому занялся школьным альтернативным образованием и создал несколько образовательных проектов. «Просто ЗНО» - как быстро подготовиться к сдаче школьных экзаменов с использованием визуального интеллекта.
Теперь я провожу мастер-классы и тренинги для детей, форумы для родителей, организовал детский кинолагерь «Мастерская успеха».
Я занялся школьным образованием, потому что чувствую в себе силы и желание разрабатывать альтернативные методики обучения детей и хочу с этим работать, экспериментировать.
К сожалению, школьная система несовместима с современной жизнью. В детей закачивают килограммы устаревших данных, совершенно разрушая базовый интерес к обучению. А долгое сидение за партой подавляет активность. Поэтому любые формы облегченного образования, практические методики обучения детей гораздо лучше. Их называют альтернативными.
Я вижу, что дети сейчас стали более чувствительными по сравнению с предыдущими поколениями. Более эмоциональны и уязвимы.
Мальчики такие же, как и девочки. Спектр эмоций, которые они испытывают и осознают, гораздо шире. Их легко задеть, обидеть и эмоционально поранить. У детей меньше защит, они легко проявляют свои эмоции, плачут. И в целом, современные дети – более эмоциональные и живые.
А школьная система их перемалывает.Они не могут противостоять.
Ребенок может находиться в одном из двух состояний– либо развития, либо выживания. Как только попадает в дискомфортную, угрожающую ситуацию, он скукоживается, напрягается и переходит в режим выживания. Здесь уж не до творчества – дождаться бы, чтобы поскорее это закончилось.Традиционная школа как правило выполняет эту деформирующую и невротизирующую функцию. Некоторые дети легче справляются, некоторым сложнее.
Обучение в целом происходит от учителя к ученику. То есть, должен быть значимый взрослый, к которому дети привязаны, чтобы они учились. В традиционной школе слово «привязанность» даже не звучит. Она отсутствует. Ее невозможно построить.
В каждой школе обязательно есть толковые учителя. Их немного. И если у ребенка выстраивается отношение с ними, этот ребенок достаточно успешен в учебе. Но это – скорее исключение. Поскольку система заточена под другое.
Сама программа в школе построена на принципе зазубривания, запихивания каких-то знаний в ребенка. А современные дети требуют: «Докажи. Зачем мне это нужно?» У них изначально есть критическое мышление и прагматичный подход. Учителя к этому оказываются не готовы. Если в младших классах проблем не возникает, то в средних и старших – да. Подростки сопротивляются, а учителю приходится прикладывать удвоенные усилия, чтобы втолкнуть в него хоть какие-то знания.
И классно-урочная школьная система устарела. Ребенок в младших классах гиперактивен, не высиживает на месте более 5-7 минут. 45 минут – это для него каторга.
Современные дети с клиповым мышлением – картинки меняются очень быстро, они многозадачники, могут выполнять сразу несколько дел. А слушать монотонный голос учителя, фокусироваться на нем – не для них. Они переключаются, потому что могут выполнять большее количество задач сразу.
Раньше я был горячим революционером – надо срочно все сломать и построить новое. Потом несколько раз пробовал создать такую альтернативную школу, и оказалось непросто с точки зрения доставки знаний. Одно дело работать по готовому сценарию. Другое – чутко следовать за потребностями детей, формировать определенный запрос у учеников, работать с образовательным, коммуникативным и другими запросами. Трудно преобразовать то, что сложилось столетиями.
Но это уже удается делать во внешкольномобразовании.У нас есть проектный лагерь «Мастерская успеха», в котором дети работают в проектных командах над созданием уникального продукта. Как показала практика, формат вовлечения ребенка в деятельность – наиболее эффективный для детей обучающий процесс.
Снимаем кино. Объединяем детей в съемочные команды по 8-10 человек. Спрашиваю: «Ребята, у нас есть 7 дней. Хотите снять кино? Хотите что-то значимое сказать родителям? Друзьям? Миру?» Дети хотят. У них всегда есть потребность высказаться и быть услышанным. Причем кто-то хочет быть режиссером, кто-то – актером, кто-то – сценаристом. Сами распределяют роли и начинают творить.Сценарий, раскадровку, постановку, снимают все это и монтируют – все сами.
В каждой команде обязательно есть взрослый, но он помощник, мастер. Его задача не управлять, а быть помощником, подставлять плечо, отзываться, когда у них есть вопросы. Получается парадоксальная ситуация, в которой дети управляют взрослым. Им это очень нравится.
В лагере возникает особая атмосфера, в которой подростки начинают брать ответственность.
Они видят результат, понимают, зачем им надо договариваться и работать в команде. А еще получаются очень яркие фильмы. В них – про чувства и мысли, про отношения и проблемы, сарказм и нежность.
Но самая большая ценность в лагере – это интенсивное общение. Там образуется котел общения для детей. Они разговаривают, спорят, доказывают, обижаются, защищаются, подключаются опять. За счет этого происходит раскрытие подростка.
Это особенно хорошо работает с детками 11+. У более младших деток есть потребность познавательная – хочу узнать что-то новое. А вот у старших ведущая потребность – это общение, взаимодействие. Когда общение происходит в какой-то такой игровой форме, им нравится, они видят в этом смысл, происходит быстрое вызревание и взросление, появляется позиция.
Помочь ребенку стать взрослым. Помочь ребенку обходиться без взрослого. Понимать себя и жизнь.
Традиционная школа с этим не справляется, там такой цели даже не видят. Частная школа пытается вводить это как дополнительное образование. А вот семейные школы как раз ставят это в фокус внимания. Они говорят: «Нам не нужны отметки, аттестаты. Нам нужно, чтоб ребенок хорошо себя чувствовал, развивался и познавал себя».
В идеале к выходу из школы ребенок должен сказать, что ему интересно и чем хотел бы заниматься. Это лучший результат работы школы. А происходит это, как правило, в наследовании за взрослым.
Идеальный вариант – найти школу, которая будет дружественна для вашего ребенка. Сейчас существует возможность увести ребенка из школы, которая ему не подходит. Не хочешь в эту школу отдавать – выбери другую, частную или альтернативную. Да, выбор не слишком большой, но он есть.
И знаете, благодаря тому, что ситуация в стране нестабильная, именно эти школы – альтернативные – прокладывают ростки будущего. Именно они станут точкой прорыва для будущего Украины. Благодаря нашей турбулентности нас не схватят бюрократы.
Бюрократическая система на Западе очень сильная. Несмотря на то, что мы говорим «западное образование», на самом деле оно такое же травматичное, как и наше.
Я ездил посмотреть на «финское чудо». Знаете что? В Финляндии нет ни одной альтернативной школы. Вся школьная система находится в государственном управлении. Даже частные школы и садики получают финансирование от государства. Но что сделало государство? Сознательно минимизировало свой контроль и сказало: «Ребята, вы – учителя, вы - профессионалы. Действуйте!». Они убрали бюрократическую прослойку,один инспектор на 13 школ. У них нет единой методологии для школ. Коллектив учителей определяет содержание программы и как ее давать, при этом чутко реагируют на детей и всегда экспериментируют. Поэтому все школы разные.
В этом и «секрет» - дать возможность учителям реализовать их потенциал.
А этот потенциал есть у любого родителя – он хочет передавать свои знания и опыт своему ребенку. Вопрос в том, чтобы ребёнок запрашивал твой опыт.
Поэтому семейные школы имеют большой потенциал. Там есть возможность родителям непосредственно передавать свои ценности, установки, понимание мира. Проблема в том, что родители у нас выросли в прежней системе, со своими школьными тараканами. И по сути, нет заказчика на такое образование.
Если появляется группа родителей, заинтересованных в том, чтобы требовать нового образования и финансировать это, вы ж понимаете, что проектировать и реализовывать это будет легко.
Поэтому проблема не в 99% школ, а в 99% родителей, которые мыслят так: «А как же математика у ребенка? Нет, давайте, чтоб была математика в общем потоке. И чего это он на восьмерки учится? Хочу, чтобы было минимум 10 балов»….
Да, они ведь другого не видели. Они из прошлого тянут своих тараканов в настоящее, передают детям, а те сопротивляются.
Родители говорят «плохие школы», потому что дети там не хотят учиться. И не хотят учиться по тому сценарию, который разрабатывает родитель. А родитель не знает , как с этим справляться. Они не могут принять, что ребенок может быть «вот таким» и позволить ему быть «вот таким», и развивать его по тем линиям, которые в нем бурлят.
В каждом ребенке есть эта жизненная энергия, природный интерес, которые постепенно подавляется либо в школе, либо родителями.
Дети не изменились, они - другие. Это мы не можем измениться. Это мы подходим с какой-то линейкой и пытаемся их загнать в наши рамки.
Дети сейчас хорошо обучаемы, но плохо поддаются дрессировке. Они как коты, а не как собаки, понимаете? Собаку можно дрессировать, а кота – невозможно. Просто надо принять, что кот вот такой и получать удовольствие.
Если с самого начала родителям формулировать новую задачу для образования и требовать этого от школ – школы будут меняться. Особенно, если это частная школа, где вы платите деньги – делайте заказ. Но родители не просвещенные и не знают, что требовать.
То, что вы делаете – «Освіта Нова» - это хорошо. То, что появляется много семейных школ, меня сильно радует. Появляется интерес и запрос на новое образование. Это хорошая динамика. Верю, что этот запрос постепенно нарастет, как снежный ком, и сойдет лавина.
Лучше всего достижению результата помогает эксплуатация детей, как бы это ни звучало. Чем больше ребенок контактирует с реальным миром, работает, практикует, тем больше вопросов у него возникает, и тем более чувствительным к обучению он становится. Это я вижу по нашему лагерю.
Он построен по принципу «Мы сами растим себе мастеров». То есть, подрастая, ребенок становится подмастерьем, потом мастером. И меня воодушевляет, что многие дети находят себя, определяют свою траекторию развития. Многие после лагеряидут в психологию, другие - в новые медиа, видео-съемку, режиссуру. Каждый находит свое и развивается.
Поэтому надо создавать деятельность, которая будет проявлять ребенка.
Проще всего работать с теми мотивами, которые у ребенка уже проявились. Проявлять линию интересов ребенка, максимально разгонять его по ней, а потом уже насаживать остальные знания, умения, предметы.
Школьное образование построено линейным образом. А в современном мире запрос на знания возникает у каждого в свое время. Даже по себе помню, что астрономией заинтересовался во втором классе. Мы с другом прочитали учебник астрономии за 9 класс, знали все названия марсианских морей, лунных кратеров – это было интересно. А в 9 классе – уже нет. Если бы рядом находился человек, который это развивал и поменял бы школьную программу, предложил то, что было мне нужно, было бы проще.
Гаджеты – наша реальность, и за ними будущее, это однозначно. Поэтому нужно учиться с ними работать, а не запрещать, скрывать и ограничивать.
Но здесь нужен эмпирический подход. По сути, мы имеем дело с новым аспектом мира. Те дети, которые умеют обращаться с гаджетами и собой внутри гаджетов – за ними будущее.
Единственную проблему, которую я вижу с гаджетами – это то, что туда переходит общение детей, ведь одновременно можно следить за всеми друзьями. Но здесь уже вопрос интереса их реальной жизни, привязанностей.
Когда нет привязанности у ребенка к взрослому, он не наполняется, уходит энергия и интерес, появляется тревожность и агрессивность.
Не гаджеты тому виной. Если есть интерес к жизни, гаджеты забывают. Я вижу это по нашему лагерю, где мы не отбираем телефоны, но дети в них и не сидят.
Нужно экспериментировать. Любой гаджет можно использовать как продуктивный момент или как зло. Книги ведь тоже зрение портят.
Это хорошо! Весь мир развивается по линии высокой чувствительности. Чем больший диапазон чувств ты можешь испытывать, тем более человечней ты становишься. Чувства не подавляются, а проживаются. И люди, способные на более широкий спектр эмоций и чувств, по умолчанию более приспособлены к современному миру.
Например, посмотрите на современных стартаперов. Это – чуткие и развитые мальчики и девочки, с хорошим диапазоном чувствительности, а не мужланы в малиновых пиджаках. Таков современный мир. Способность к эмпатии, к пониманию другого, - это то, что продвигает человека вперед. Задумайтесь: вся психотерапия направлена на то, чтобы помочь человеку проявлять свои чувства. А современные дети уже это умеют.