Свернуть с проторенного пути «школа — вуз — работа» может быть страшно. Вам. И возможно, именно это мешает вам увидеть, что в жизни вашего ребёнка нужно что-то менять. Мы не настаиваем — просто подумайте об этом.
1. Он уже решил, кем хочет стать. И готов начать прямо сейчас, а не ждать выпускного в 11-м
Если ребёнок хочет, например, научиться шить тряпичных кукол для театральных представлений (и уже знает, что такое выкройка и бейка), не заставляйте его ждать окончания школы. Особенно если в профессии, которая ему нравится, нужно много работать руками. Потому что всё то время, пока он будет учиться до 11 класса, поступать в универ и получать «какую-нибудь нормальную профессию», он мог бы практиковаться в любимом деле. В колледжах учат куче интересных профессий — например, можно стать художником-мультипликатором, бутафором или инкрустатором.
«Я с детства мечтала о театре. Когда в 9 классе поняла, что уже не могу выносить этой монотонной учёбы, нашла специальность художника по гриму в колледже и загорелась. Ведь это самая близкая специальность к театру, актёрам и непосредственно к самому действию.
Гримёр — это та самая профессия, которая может быть непостоянной. Есть много подработок, проектов. Ко второму курсу мне довелось уже поработать в театре, на мероприятиях в клубах, детских спектаклях, пару раз работала выездным визажистом для вечеров».
Полина Сухорукова, учится на художника по гриму
Если ваша школа из тех, где суть обучения сводится к тому, чтобы сносно сдать сначала ОГЭ, а потом ЕГЭ, способному ребёнку быстро станет скучно. Если ничему не учат, а только натаскивают на повторяющиеся задания — какая это школа. В этом случае в колледже точно будет интереснее. Там не будет бесполезных домашек в виде переписывания параграфа из учебника в тетрадь. К школьным предметам добавляются практические занятия, поэтому тратить время на бессмысленные вещи просто жалко. За два года ребёнок не просто подготовится к ЕГЭ, но и научится чему-нибудь полезному. А может быть, и найдёт дело всей жизни.
«Восьмой и девятый класс — это был настоящий кошмар для всех. Дети забыли свои имена, перестали понимать себя и идентифицировать свои интересы. С восьмого класса они занимались только подготовкой к ОГЭ. Никаких поездок, тематических вечеров, квестов и флешмобов. Классный руководитель был очень занят. Ни о каком самоопределении и речи не было.
Мы решили уйти из школы в педагогический колледж. И мне кажется, это самое мудрое родительское решение из всех, которые я когда-либо принимала. И да, для меня оно было непростым. Ведь я, как и большинство родителей, придерживалась схемы: школа-вуз-хорошая работа. Но в нашем случае она оказалась ошибочной».
Мария Королёва, мама подростка
В большинстве вузов первые два года студенты изучают базовые предметы и теорию. А в колледже они с первых дней учатся практическим вещам: шьют, стоят за станками, сваривают металлические конструкции. Это очень полезно, если ребёнку важна независимость или в семье трудности с деньгами — между прочим, рабочие профессии могут быть очень прибыльными. Ещё до выпуска студенты могут подрабатывать подмастерьями и помощниками по своей специальности. Если уйти в колледж после 9 класса, то уже через четыре года можно освоить профессию (а бывшие одноклассники будут где-то на втором курсе университета, изучать занудную философию).
«У меня был друг, с которым мы познакомились, когда нам было по 16 лет. Он оканчивал школу и готовился поступать в Бауманку, а я в этот момент был на первом курсе училища. И вот этот друг ужасно понтовался: «Я поступаю в топовый вуз, а ты гниёшь в шараге с лохами!». Иногда он давал мне советы: «Да бросай ты это всё и поступай в университет. Ведь ты же будешь всю жизнь щи лаптем хлебать!».
В итоге он поступил на какую-то крутую специальность и окончил с неплохими оценками. А недавно позвонил и спросил, нет ли у меня какой-нибудь работы для него. И с одной стороны, хотелось позлорадствовать — ведь в нём было столько желчи перед поступлением. А с другой — грустно это всё. Друга и его однокурсников пять лет учили тихо сидеть на одном месте, и большинство из них отправились работать в безликих офисах. А у меня сейчас своя мастерская».
Павел Добринский
То есть в школу ходить не хочет, прогуливает и перебивается редкими тройками. И вы уже пробовали нанимать репетиторов, мотивировать серьёзными беседами и даже платить за оценки, но это всё не работает. Причин тут может быть много, это значит, что ребёнок не тянет. У него могут быть плохие отношения с учителями или одноклассниками. Может, ему не хватает способностей, а может — мотивации и понимания, зачем ему вообще ходить в школу. В таком случае можно попробовать изменить обстановку.
Поговорите с ребёнком и попытайтесь понять, какая профессия ему интересна. Возможно, он может начать учиться этому уже сейчас. Колледж — это новые люди, больше самостоятельности и меньше бесполезных уроков. Если ребёнка увлечёт новая специальность, он станет чаще посещать занятия и больше стараться. Ну а если нет — в любом случае у него появится новый шанс доказать, на что он способен. И это легче делать подальше от людей, которые уже записали его в вечные двоечники.
«Профориентировать подростка — занятие малополезное. Подросток — это человек, на взгляды которого огромное влияние оказывает окружение. Он уже точно знает, что быть экономистом хорошо, а инженером — чуть хуже (или наоборот).
Самое главное — объяснить: если ты (условно) слесарь и без тебя не может жить некоторое сообщество людей, — то это отличная профессия. Надо просто стараться и делать свою работу с удовольствием. Лучше стать хорошим слесарем, чем фиговым юристом».
Антон Сорин, психолог
Необязательно ждать окончания школы, чтобы уехать учиться в другую страну. В зарубежный колледж поступить проще, чем в вуз, а учёба стоит дешевле. Во многих странах для поступления достаточно аттестата о законченном среднем образовании и сертификата по английскому языку. Где-то нужно подождать до 18 лет, но на Кипре, например, в колледжи берут уже с 15, а в Голландии и Ирландии — с 16. А через два-три года уже можно получить диплом колледжа и остаться работать по профессии в другой стране. Продолжить обучение в вузе тоже никто не мешает — с международным дипломом колледжа поступить будет даже проще.
Мы с женой разошлись, когда дочери было десять. После этого я задумался о репатриации в Израиль. Моя дочь Ксюша тоже имела право уехать, и я показал ей программу НААЛЕ, по которой дети с еврейскими корнями могут поехать в Израиль, получить там гражданство и окончить школу. Через три дня она уже решила, что очень хочет ехать. Мама сомневалась, но не отговаривала. Дочь усердно готовилась. За пять месяцев выучила английский язык почти с нуля. И поступила в школу под Тель-Авивом.
Сейчас Ксюша живёт в общежитии на территории школы. Вокруг парк с беседками и вай-фаем. Их кормят, выдают стипендию, а взамен просят хорошо учиться и соблюдать минимум правил. Неподалёку от Тель-Авива живут наши друзья, Ксюша ездит к ним на выходные. Она говорит, что совершенно счастлива».
Игорь, папа Ксении