Osvitanova.com.ua

Сью Бивер, практикующий мастер НЛП, автор книги «Счастливы дети – счастливы вы», считает, что техники НЛП очень даже применимы в воспитании. А некоторые из них вы, скорее всего, даже применяете уже. Проверим?

1. «Сделай так»

Если ребенок делает не то, что нужно, мы ему говорим, как правило: «Не разбрасывай еду!». А он слышит: «Разбрасывай еду!», минуя «НЕ».  И вы гарантированно получаете то, чего не хотите. Лучше подумайте, к какому действию вы можете поощрить его.

Примеры:

«Не беги на дорогу» замените на «Иди по тротуару»

«Не таскай печенье из коробки!» замените на «Помоги мне, пожалуйста, накрыть на стол, и мы вместе попьем чай с печеньем».

«Не балуйся» замените на «Иди играть сюда, здесь больше места».

В определенных ситуациях дети откликаются на вызов «Кто быстрее» или «Спорим, ты…». Этот метод нужно с большой осторожностью использовать и не забывать хвалить и восхищаться тем, что сделал ребенок.

2. «Продолжай»

Вам нужно, чтобы ребенок прекратил что-то делать. Подумайте над тем, в какой ситуации данное поведение было бы приемлемым.

Примеры:

«Перестань вырывать страницы из книги» замените «Вот тебе газета, ее можно/нужно разорвать на мелкие кусочки».

«Перестань плеваться» замените на «Можно пойти и поплевать вволю в ванной»

Когда вы детям говорите, что им нельзя что-то делать, это ведет к сопротивлению и даже затаенной обиде. А когда поощряете этой техникой привычку к приемлемому поведению, то у ребенка вырабатывается позитивный подход к жизни вообще.

3. «Действенный выбор»

Предлагайте ребенку выбор, какой бы незначительной ни была бы ситуация. Так вы даете ему ощущение сопричастности, что его желания и потребности уважаются и ценятся.

Примеры:

«Пора завтракать. Садись за стол» замените на «Ты будешь кашу или хлопья с молоком?»

«Одевайся» замените на «Сначала куртку одеваем или ботинки?»

«Садись в машину» замените на «Ты сам пристегнешься или тебе помочь?»

4. «Согласие»

Один из способов заставить себя выполнить рутинные дела, которые не хочется делать, это показать себе преимущества, которые вы получите, выполнив их. Например, на чисто убранной кухне гораздо приятнее пить кофе и читать книгу. Эта мотивация работает и с детьми.

Примеры:

«Одевайся» замените на «Пойдем покормим уточек?» или «Пойдем покупать вкусняшки?»

«Собери игрушки!» замените на «У тебя будет больше времени поиграть»

Когда нужно будет в следующий раз сказать «Иди и сделай…», и вы уверены, что ребенок скажет «Нет!», покажите ему, какие он получит преимущества.

5. «Хвалите эффективно»

Эффективная похвала та, при которой ребенок четко понимает, за что его хвалят и что этого надо делать больше. При этом он понимает, какие свои качества он проявил, и развивает свое позитивное самоощущение.

Пример:

Ребенок играл с конструктором и построил красивое сооружение.

Ваша реакция:

Какой замечательный город ты построил! (свидетельство похвальных действий ребенка)

Замечайте все действия ребенка, которые приводят к созданию чего-то хорошего.

Ты делился кубиками с Пашей, и вы играли очень дружно! (вы хвалите действия ребенка)

Называйте положительные действия ребенка, он будет знать, как они называются.

Я очень рада, что вы так хорошо играете друг с другом (вы хвалите качества ребенка)

Действия ребенка как-то демонстрируют те качества, которые вы хотели бы в нем развить, например, доброту или умение дружить? Скажите, как вы рады, когда заметите их проявление.

Если кто-то другой похвалил вашего ребенка, расскажите об этом ребенку обязательно.

6. «На одном уровне»

В ситуациях, когда ребенок вас не слышит, измените свое положение тела в пространстве так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Для этого нужно или опуститься, или взять ребенка на руки.

Пример:

Ребенок играет, а вы его уже несколько раз пригласили за стол ужинать. Он вас не слышит, занят игрой. Присядьте рядом, установите зрительный контакт и пригласите за стол еще раз.

7. «Движение в сторону»

Ребенок рисует, вы проходите мимо и отмечаете, что вам нравится то, что он рисует. Вы выдернули ребенка из той деятельности, в которую он был погружен, и он выразил недовольство.

Сядьте сбоку, зрительный контакт сейчас не нужен, такое положение интерпретируется как характерное для равноправных отношений. Эта техника хорошо подходит для разрешения конфронтаций.

8. «Присоединитесь к деятельности»

Это вам только кажется, что дети вас игнорируют, когда вы с ними заговариваете. Они просто очень заняты тем, чем заняты. Как и со взрослыми, нужно уважительно уведомить о своем присутствии и установить связь, то есть присоединиться к ним в их деятельности.

Пользуйтесь этой техникой, если вы готовы провести с детьми немного времени. Сначала примените техники «На одном уровне» и «Движение в сторону». Проявите интерес к тому, чем занят ребенок. Прокомментируйте. Подождите, пока ребенок откроется и будет готов к установлению связи. Теперь присоединитесь.

Присоединяться к ребенку в его деятельности, в его мире, – прекрасный способ развить ваши отношения, уверена Сью Бивер. При этом у вас появляется возможность активировать свое воображение и творческие способности.

Все эти методы можно применять поотдельности и в комбинации. Важно то, что они поощряют взрослых обращать внимание на своих детей, настраиваться на их волну, прислушиваться к ним и относиться с теплотой к ним и ко всему, что они делают. Вы увидите, насколько они удивительны. Когда он вас восхищает, вы выражаете искреннее уважение к нему и к его миру.

Если вам понравилась статья, дайте нам знать в комментариях, и мы напишем продолжение с более сложными техниками.

Подготовила Анна Печерная

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram

Поширити у соц. мережах: