«Дети все равно будут похожи на вас, так что воспитывайте не детей, а себя», - гласит народная мудрость. Но английская поговорка верна лишь отчасти. Не всему дети учатся у родителей.
Мы готовы много инвестировать в образование и развитие детей: английский, спортивные секции, рисование, музыка и т. п. Но на развитие детей влияют не только «компетентные» взрослые.
Педагоги и социологи долго наблюдали за детьми в школах и детсадах, анализировали ссоры и игры, и пришли к выводу, что в одновозрастной группе дети получают опыт, который они не могут получить, общаясь со взрослыми.
«Дети оказываются более социализированными, если у них есть старшие братья и сестры. Канадские ученые посетили 144 семьи с 2-3 детьми и пришли к выводу, что младшие дети однозначно лучше работают в команде. Во время игр младшие учатся сочувствовать и ставить себя на место другого»
Чувство принадлежности вне семьи
Брат, сестра, мама и папа, бабушки и дедушки всегда присутствуют в жизни ребенка в независимости от того, как на данный момент у него складываются отношения с ними. Сверстники же присутствуют в жизни ребенка по-другому, родственники – данность, друзей же ребенок выбирает сам.
Этот опыт очень важен для самоопределения и сепарации от родителей, а также в кризисных ситуациях, при разводе, например. Дружба дает ребенку ощущение, что доверие, обязательства и безопасность существуют и за пределами семьи. Это придает смелости вступать во взрослую жизнь.
Определение собственной идентичности
Кто я? Этот вопрос нас занимает всю жизнь, но особенно в детстве и юности, когда мы ищем свою идентичность. Хорошие друзья служат зеркалом и своеобразными усилителями. Среди сверстников ребенок прекрасно может сравнить себя: «Я такой как он» или «Я совсем не такая как она». В «своем» социуме дети закрепляют представления о ценностях.
Умение играть в команде
Понять, как в команде стать успешным, можно только в ходе командного взаимодействия. В ролевых играх дети договариваются о правилах. Чтобы игра состоялась, нужно скоординировать действия всех участников, и поэтому они дают друг другу режиссерские подсказки, чтобы игра развивалась, и исправляют друг друга, если кто-то не соблюдает предварительно оговоренные правила.
При игре в конструктор развивается не только мелкая моторика, но и терпение, и умение вживаться в роли ведущего и ведомого. Это продолжается и в следующие возрастные периоды. В играх дети учатся «проталкивать» свои идеи, отстаивать свои права, находить компромиссы, демонстрировать солидарность и справляться с ролями лидера, спутника и аутсайдера. Ровесники помогают друг другу сложить о себе реалистичную картину.
Ситуация, когда дети разбираются сами с правилами настольной или компьютерной игры, в корне отличается от той, когда правила объясняют взрослые. На этом базируется методика «обучение во время деятельности». Помимо знаний дети нарабатывают так называемые soft skills: как аргументировать, планировать, организовывать, доводить начатое до конца, выражать свое мнение и доносить мысль до другого так, чтобы тебя правильно поняли.
Принцип функционирования отношений
В классе, детсадовской группе, на детской площадке или в детском развлекательном центре дети узнают, как функционируют отношения: они учатся знакомиться, ссориться и мириться, поддерживать близкие отношения, испытывают первую влюбленность.
Американский социальный психолог Зик Рубин, который долго изучал тему детской дружбы, написал в одной из своих работ:
«Начиная с третьего года и в течение всей юности дружба в жизни ребенка занимает очень важное место. Друзья для него – источник самых больших радостей и разочарований»
Родители мало могут влиять на то, кого ребенок выберет в друзья. Но им следует способствовать тому, чтобы у ребенка был богатый опыт общения со сверстниками. Визит к соседу или соседке следует рассматривать не менее важным для развития, чем урок английского.
Адаптированный перевод с немецкого Печерная Анна
Источник Familie&Co
Фото Pixabay