Подготовить ребенка к школе это ведь не только купить рюкзак, школьную форму и канцтовары. Не только научить азам чтения, письма и счета. Есть гораздо более важные социальные и эмоциональные навыки, нужные ребенку для безболезненной адаптации к школе.
Психологи составили перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), который охватывает 45 навыков и умений, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.
В преддверии первого сентября мы решили на ItWorked подробнее остановиться на 11 навыках, необходимых ребенку для адаптации к школе. Остальные просто перечислим.
Ребенок «умеет слушать», если смотрит на собеседника, не перебивает его, показывает кивками свое согласие или несогласие, пытается задавать вопросы для лучшего понимания сообщаемого. Если навык не сформирован, ребенок перебивает говорящего, переключается на другое занятие, пока тот говорит.
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенок слушает объяснения воспитателя,
б) ребенок слушает рассказ сверстника об интересном событии.
Ребенок «умеет обратиться за помощью», если у него есть готовность признать, что в некоторых ситуациях ему нужна помощь взрослого, и он готов принять также и отсрочку в оказании помощи. Когда навык не сформирован, ребенок либо не обращается за помощью, и переживает чувство беспомощности – плачет, гневается, либо требует помощи и не готов ждать, бурно реагируя на предложение попробовать справиться самому.
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенок испытывает сложности с выполнением задания и просит помощи у воспитателя
в) дома ребенок обращается за помощью к взрослому по поводу возникших проблем.
Ребенок «умеет выражать благодарность», если замечает хорошее отношение к себе со стороны других, знаки внимания и помощь и благодарит их за это. Навык не сформирован, если ребенок воспринимает то хорошее, что для него делают другие, как само собой разумеющееся, или испытывает чувство благодарности, но стесняется сказать слова благодарности.
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) кто-нибудь из взрослых или сверстников помог ребенку в чем-то, даже если эта помощь незначительна.
б) ребенку сделали подарок или вручили гостинец, и он сказал «спасибо».
Если ребенок, получая инструкцию, переспрашивает, в стремлении убедиться, что он все понял правильно, высказывает свое отношение к инструкции вслух, выполняет задание, то навык сформирован. Если не сформирован, то ребенок берется за непосильные задания, начинает делать, не дослушав инструкцию, говорит, что сделает, а сам не собирается выполнять задание.
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенок выполняет задание воспитателя, внимательно выслушав инструкцию,
б) ребенок с энтузиазмом соглашается выполнить какое-то задание взрослого.
Навык сформирован, если ребенок умеет противостоять искушению переключиться на другое занятие, старается выполнить задачу до получения результата и показывает ее взрослому. Если ребенок бросает недоделанную работу, потому что переключается на что-то другое, или просто не замечает, что задача не выполнена до конца, то навык не сформирован.
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенок выполняет задание на занятии до получения заданного результата,
б) ребенок выполняет просьбу родителя помочь ему в чем-то дома,
в) ребенок доводит до завершения рисунок.
Ребенок умеет поддерживать беседу на определенную тему, говорить и слушать, дополнять услышанное, задавать уместные вопросы. Если не перебивает, задает неуместные вопросы, начинает говорить на другие темы, то навык не сформирован.
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенок беседует со взрослыми, младшими детьми или сверстниками,
б) в группе детей оказался новенький, который смущается.
Ребенок видит ситуации, в которых другие люди нуждаются в помощи. Знает, как выяснить, чем он может помочь, и предлагает свою помощь. Когда навык не сформирован, ребенок не замечает, что окружающим людям нужна помощь, не видит, где он может помочь, не знает, как предложить помощь.
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенок предлагает помочь воспитателю раздать материалы для занятия,
б) ребенок дома предлагает маме помочь убрать в комнате, полить цветы.
Обращается с вопросами ко взрослым, если ему что-то непонятно. Когда навык не сформирован, ребенок боится спрашивать, потому что уже имел негативный опыт (ругали за вопросы и «непонятливость»).
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенку что-то неясно, и он хочет выяснить это у воспитателя или родителей,
б) ребенок проверяет информацию о чем-то.
Ребенок умеет почувствовать неблагополучие в своем теле (физиологическое и эмоциональное) и сообщает о нем окружающим в приемлемой форме. Когда навык не сформирован, ребенок страдает, терпит или демонстрирует неадекватное поведение (плачет, гневается).
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенок на прогулке захотел попить воды,
б) ребенок на занятии захотел в туалет,
в) ребенку во время общей работы стало грустно и захотелось взять свою любимую игрушку.
Умеет не отвлекаться от своего занятия, если в нем заинтересован. Пытается определять и устранять помехи, которые отвлекают его от занятия. Когда навык не сформирован, ребенок переключается с одного занятия на другое, при этом может мешать другим детям, откликается на внешние раздражители.
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенок на занятии выполняет задание, а кто-то в группе отвлекает его от этого;
б) ребенок на занятии выполняет задание взрослого, но не может сосредоточиться.
Умеет ориентироваться на заданный образец работы. Видит несоответствия и проявляет готовность к устранению недостатков. Реагирует на подсказки, не обязательно положительно, объясняет свое несогласие. Когда навык не сформирован, ребенок бросает работу или теряет к ней интерес, если ему указали на недостаток. Либо упрямо настаивает на своем, придумывая оправдания.
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенок что-то выполнил не так, как это объяснял воспитатель, не понял его инструкции,
б) ребенок хочет сделать что-то по-своему, внести изменения в инструкцию воспитателя.
Умение знакомиться.
Умение присоединиться к играющим детям.
Умение играть по правилам игры.
Умение просить об одолжении.
Умение предлагать помощь сверстнику.
Умение выражать симпатию.
Умение принимать комплименты.
Умение проявлять инициативу.
Умение делиться.
Умение извиняться.
Умение воспроизводить основные чувства.
Умение выражать чувства.
Умение распознавать чувства другого.
Умение осознавать свои предпочтения.
Умение сочувствовать.
Умение обращаться с собственным гневом.
Умение реагировать на гнев другого человека.
Умение справляться со страхами.
Умение переживать печаль.
Умение отстаивать свои интересы мирным путем.
Умение выражать недовольство.
Умение спрашивать разрешения.
Умение спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы.
Умение адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят.
Умение проявлять толерантность.
Умение принять последствия собственного выбора.
Умение реагировать на незаслуженные обвинения.
Умение проигрывать.
Умение обходиться с чужой собственностью.
Умение говорить «нет».
Умение адекватно реагировать на отказ.
Умение справляться с ситуацией игнорирования.
Умение справляться со смущением.
Умение справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности.
Большинство этих умений, утверждают психологи, нельзя сформировать напрямую. Их структура дается в первую очередь для того, чтобы родители могли сравнить поведение своего ребенка с эталонным поведением социально компетентного дошкольника и по возможности усилить «слабые» места, что-то рассказать, объяснить, показать на личном примере.