Американские ученые выяснили, что школьное расписание нарушает биологические ритмы части студентов, и это сказывается на их оценках. Работа опубликована в журнале Scientific Reports.
В исследовании участвовали 15 тысяч студентов. Ученые определили, в какое время суток они наиболее активны и поделили группу на «сов» (поздно просыпаются и поздно ложатся, активны вечером и ночью), «жаворонков» (рано встают и рано ложатся, лучше всего работают в первой половине дня) и «голубей» (промежуточный тип, активны днем).
Выяснилось, что лишь у 40 процентов студентов время занятий совпадает с периодом наибольшей активности. У 50 процентов уроки проходят до пика работоспособности, у 10 процентов — после него.
Расписание влияет и на оценки части студентов: например, «совы» получают более низкие баллы. Ученые считают, что дело в социальном джетлаге — несовпадении пика активности человека со временем, когда от него требуется высокая работоспособность.
Феномен джетлага был описан биологами Мюнхенского университета ещё в 2006 году. Доктор медицинских наук и создатель видеолекций «Если бы наше тело могло говорить» Джеймс Хэмблин рассказал на страницах журнала The Atlantic о том, к чему может привести недосып и почему уроки ранним утром несут только вред.