Osvitanova.com.ua

Домашнее обучение — популярная в последние годы тема. Проблемы в школе, отсутствие взаимопонимания с учителями и одноклассниками, недовольство родителей качеством преподавания, — и вот мать с отцом готовы сменить уже не только школу, но и сам способ обучения. Ребенка забирают из школы — но вскоре приходит разочарование в домашнем обучении. Почему это происходит? Есть ли у хоумскулинга «показания» и «противопоказания»? На эти вопросы отвечает психолог и многодетная мама с опытом домашнего обучения Ольга Юрковская.

Почему родители, так желавшие семейного образования, на практике не справляются с ним.

Давайте посмотрим на типичный пример быстрого перехода от вдохновения идеей домашнего обучения до разочарования в ней. Сначала родители, начитавшиеся о чужом позитивном опыте хоумскулинга, решают, что это хороший способ минимизировать столкновение со школьной бюрократией и дать ребенку возможность заниматься только учебой. Подписывают бумаги о переводе ребенка на индивидуальный план обучения. Семья вздыхает с облегчением.

А спустя какое-то время оказывается, что учеба запущена, так как у ребенка отсутствует мотивация открывать учебники. Но мама рассчитывала, что ребенок справится без «стояния над душой», а отец как работал допоздна, так и работает. В итоге в учебе нет никаких подвижек, все разочарованы, на семейном образовании ставится крест, расстроенная мать вместо восторженных отзывов пишет гневные посты в соцсетях.

А дело здесь только в том, что изначально посыл для перехода на домашнее обучение был неверен. И стратегия обучения выбрана неправильно. Хоумскулинг не упростит вам жизнь. Но он однозначно обогатит ее.

В каких случаях не следует уповать на хоумскулинг.

Если мама рассчитывает на возможность перевести дух и расслабиться. Да, при домашнем обучении вам не нужно тратить время на родительские собрания, выяснения «кто виноват» и «что делать» в школьных инцидентах, не нужно сдавать деньги на бессмысленные нужды. Это, безусловно, плюсы.

Но они никак не связаны с главным вопросом хоумскулинга: как сделать так, чтобы ребенок учился самостоятельно? Ведь сам он себя не мотивирует на изучение всех школьных предметов. И если у вас нет четкого плана, как решить этот вопрос, то хоумскулинг быстро рискует превратиться из панацеи в проблему.

Ведь дети отлично видят, что устаревшие школьные программы в 21 веке практически бесполезны. Громоздкие формулировки, заучивание наизусть материала, который никак им не пригодится в будущем. Более того — зачастую давно неактуального материала.

Представьте, что вам, допустим, программисту, нужно выучить учебник по истории КПСС. Нет, за это не заплатят. Нет, вас не повысят. Возьметесь учить? Спросите: "Зачем?" Вот и у детей тоже возникает логичное недоумение: зачем мне это учить?

В школе на этот вопрос быстро находятся ответы: «Потому что я так сказала!», «Потому что впереди контрольная», «Потому что иначе получишь два балла в четверти». Вот и вся мотивация. Система школьного обучения построена на принуждении — права голоса, как и права выбора, в ней у ребенка нет. И он вынужден подчиняться.

А дома ситуация иная. Родители хотят вырастить не марионетку, а самостоятельного и уважающего себя человека. С правом голоса и правом выбора, естественно. Жесткое принуждение к учебе оказывается недопустимым, да и какой в нем смысл, если из школы забирали, чтобы оградить от унижений и грубости. На мягкие увещевания незаинтересованный в учебе ребенок не реагирует — ну и как тут заставить его учиться?

Но ведь кто-то справляется с семейным образованием?

Успешные семьи от семей, разочаровавшихся в хоумскулинге, отличает сделанный ими еще на старте выбор верного идеологического подхода. Они выбирают домашнее обучение не ради облегчения жизни, а для того, чтобы освободить ребенка от ненужной школьной рутины и дать ему возможность максимально раскрыть свой потенциал. Эти родители понимают, что в приоритете — развитие личности, стимулирование интересов, обучение ребенка навыкам исследования.

Это родители, понимающие, что главная беда школьной программы — она не обучает нужным в реальной работе умениям. Современные требования к сотрудникам давно вышли за рамки умения работать от звонка до звонка и подчиняться начальнику. Не соответствуют ожиданиям работодателей не только материалы учебников, но и подходы и методы обучения, которые были востребованы пятьдесят, а то и восемьдесят лет назад для обучения крестьянства и пролетариата, но абсолютно неактуальны сейчас.

Ведь рынок труда стремительно меняется. Миллионы людей остаются без работы, их рабочие руки не нужны, а знаний, которые сейчас востребованы, у них нет. Рабочих на фабриках заменили автоматизированные линии, коров доят роботизированные аппараты, людей за прилавком сменили как интернет-магазины, так и автоматы по продаже продуктов, предметов гигиены, билетов…

Рынок труда не нуждается и в нашпигованных школьной информацией головах: к примеру, уже сейчас работу оператора в сберкассе с меньшими временными затратами выполнит сам клиент при помощи Интернет-банкинга. В недалеком будущем чиновничью рутинную работу будут куда быстрее и эффективнее выполнять компьютеры. И вот в мире, где механический труд — давно уже удел машин, на уроках труда дети шьют фартуки. Где логика?

Как понять, противопоказан ли вам хоумскулинг.

Как правило, все неудачные случаи домашнего образования можно свести к двум основным сценариям.

Первый сценарий: семья перешла на семейное обучение ради упрощения жизни. В итоге ребенок позабыт-позаброшен: живого общения со сверстниками нет, целыми днями сидит дома с гаджетами в руках, ничего не изучает ни по индивидуальной программе, ни, тем более, сверх нее.

Мать занята домашними делами, фрилансом, зависанием в соцсетях — не столь важно чем, важно, что на ребенка времени не находится. Отец работает и уверен, что его вклад в развитие отпрыска исчерпывается заработанными деньгами. В такой ситуации, когда родители не находят ни времени, ни желания заниматься ребенком, лучшим выходом будет вернуться в школу.

Второй сценарий: родители верят в безусловную необходимость школьных предметов, но у них никак не получается убедить или заставить заниматься ребенка, уверенного в полной бесполезности этой затеи.

И разумеется, не стоит ввязываться в трудоемкий и ответственный проект домашнего образования, если уровень образования мамы и папы недостаточен, и спектр их знаний не отличается широтой. Иначе спустя пару месяцев родителям придется признать свое педагогическое бессилие. А поскольку расписываться в собственной несостоятельности — дело неприятное, такие горе-педагоги со всей страстью начинают клеймить хоумскулинг.

Как организовать хоумскулинг.

Главное правило успешного хоумскулинга — открытое и внятное проговаривание родителями ребенку своей точки зрения на школу. Ребенку нужно объяснить, что выполнение образовательной программы — вещь неизбежная. Каждый человек имеет право на образование, и государство строго следит, чтоб это право не нарушалось. В общем, право превращается в обязанность.

И если ребенок вообще не будет ходить в школу, то существует вполне реальная вероятность, что однажды в гости к вам нагрянет социальная служба и последствием ее визита будет изъятие ребенка из семьи. Поэтому от формальных контактов со школой никуда не денешься. 

И переход на индивидуальный план обучения — это нечто вроде договора «о дружбе и границах» со школой. Школа оставляет вас в покое, но взамен вы должны выполнить свою часть договора, сдав требуемые предметы хотя бы на минимальный удовлетворительный балл. Здесь успешная мать не бросает ребенка один на один со стопкой учебников, а помогает ему расставить приоритеты. Она дает ему уверенность, что они — одна команда, и он может рассчитывать на ее поддержку.

Безусловно, семейное образование не ограничивается только школьными предметами, а предполагает получение широкого круга новых знаний. Ведь именно для этого ребенок обретает ценнейший ресурс — время. Одно дело — разбирать трехстраничный параграф по географии в классе с тридцатью оболтусами в течение 45 минут. Другое — спокойно и вдумчиво изучить особенности изменения климата Земли и тут же заинтересоваться тем, как эти изменения повлияли на историю человечества, зайти в Google, покопаться в Википедии. 

Разрабатывать тактику штудирования школьных дисциплин необходимо вместе с детьми. Вариантов много: это могут быть курсы, дистанционное обучение по Skype, изучение материала по видеороликам, уроки с репетитором или, если ребенок достаточно способен к самоорганизации, самостоятельное изучение предмета. Окончательное решение остается за ребенком, родители объясняют преимущества и недостатки, но не давят.

Если правильно организовать образовательный процесс, то на получение необходимых школьных знаний ребенок будет затрачивать не более двух-трех часов в день. А освободившееся время можно направить на приобретение тех знаний и навыков, которые действительно интересны ребенку и которые будут востребованы в нашем стремительно меняющемся мире.

Как добиться результатов при домашнем обучении

Правило первое. Научите ребенка быстро схватывать и обрабатывать информацию. Развивайте память и внимание, учите структурировать материал, обучайте основам логики, а главное, скорочтению. Сейчас этому учат на курсах, в том числе онлайн. После того, как ребенок усвоит и отработает эти навыки, он с легкостью будет справляться с изучением любых гуманитарных предметов, ориентированных на чтение и пересказ.

Правило второе. Не перегружайте ребенка приходящими учителями — репетиторами. В младших классах хватит репетиторов по русскому языку и математике — и даже они необязательны, если родители в достаточной мере владеют предметом. Для старшеклассников добавятся учителя по химии и физике.

Правило третье, очень важное. Не акцентируйте внимание на оценках. Во-первых, ребенка любят любого, просто потому, что он есть. Во-вторых, оценки посторонних и даже во многом случайных людей не имеют значения для семьи.

К сожалению, сейчас отмечается неприятная тенденция к занижению оценок хоумскулерам. Развитые думающие дети с нешаблонным мышлением и прекрасной эрудицией выбиваются из общей массы, потому что не вписываются в образовательные стандарты. В итоге за ошибку в формулировке определения, которое необходимо выучить наизусть, снижается оценка — притом, что ребенок досконально изучил суть вопроса.

Немного об опыте успешного хоумскулинга в моей семье

У меня растут двое хоумскулеров: старшая и средняя дочери, очень разносторонние девочки. Старшая побеждала в городских шахматных турнирах и на международных соревнованиях по танцам. Она очень начитанная, сама изучала макроэкономику, сама выучила английский до уровня, позволившего ей в этом году поступить в high school в США. В августе она полетит туда учиться, ей будет почти 16 лет.

Средняя дочь пишет картины, ее талантливые работы находят своих покупателей. Она занимается живописью в художественной мастерской, изучает веб-дизайн и тоже много читает.

Я не занимаюсь с ними уроками. Я не держу на контроле их контакты со школой. Дочери знают, что это зона их ответственности. Зато поддерживаю их в получении дополнительных навыков и развитии их способностей. Девочки ни разу не подвели. Они выполняют свою часть «договора» со школой и растут увлеченными и ответственными.

Резюмируя, хочу сказать, что:

если вы заинтересованы в том, чтобы максимально раскрыть потенциал своих детей,

если уверены, что развитие их способностей и их здоровье стоят дороже любых материальных и моральных ресурсов,

если вы готовы вкладывать в ребенка время и деньги,

если ваш уровень образования и интеллект не ниже среднего учительского

— то ваш проект семейного образования имеет все шансы на успех. 

А это значит, что через 10, 20, 30 лет ваш ребенок сумеет стать самодостаточной, счастливой, реализовавшейся личностью.

 

Поширити у соц. мережах: