Таисия Мукий – кандидат педагогических наук, директор харьковской сети Технічна студія «Винахідник», исследователь детства, организатор робототехнических фестивалей, хакатонов, семейного лагеря LEGO Сamp, научный руководитель и тренер детей-победителей всеукраинских и международных конкурсов, исследователь психолого-педагогических особенностей развития личностного потенциала ребенка.
Освіта Нова в лице Анны Печерной побывала на семинаре Таисии для родителей и педагогов «Де знайти "вітаміни обдарованості" або виховання обдарованої дитини: від теорії до практики»и делится с вами услышанными знаниями.
Говорили о том, что при воспитании и обучении представителей поколения digital natives нужно принимать во внимание его отличия и особенности, верить в то, что каждый ребенок одаренный, нужно только распознать в чем. Вы узнаете, как определить одаренности у своего ребенка, как выстраивать траекторию его развития и какими "витаминами" подпитывать задатки ребенка и те навыки, которые понадобятся ему в будущем.
Это поколение, родившееся в третьем тысячелетии, они отличаются от предыдущего – так называемых игреков – поскольку современные информационно-коммуникационные технологии знакомы им с рождения, и у них свои особенности развития, которые нужно принимать во внимание, выстраивая процессы воспитания и обучения:
- активность в соцсетях,
- гиперактивность (всплеск нерастраченной энергии после времяпровождения с гаджетами),
- партнерские отношения со взрослыми (взрослый скорее друг, чем авторитет),
- клиповое мышление (не хотят учиться читать и писать, потому в гаджете благодаря одной картинке или короткому видео можно информацию получить быстрее, не напрягаясь)
- потребительский стиль жизни,
- аутизация (из-за пользования гаджетами и ухода в виртуальный мир, в котором детям комфортнее, чем в реальном),
- многозадачность,
- стремление к вознаграждению,
- инфантильность (характерный для поколения Y синдром Питера Пена – предпочитают учебе игры на планшете)
У представителей этого поколения наблюдается девальвация интеллектуальных и культурных ценностей из-за того, что они бесконтрольно гуляют по интернету, встречаясь с информацией, которая травмирует их психику, не получая знаний о том, что истина, а что ложь. Но даже если родители и контролируют то, что смотрит ребенок, застраховать его от того, что ему покажут и расскажут сверстники, они не могут. Поэтому родителям очень важно уделять внимание развитию детей, и именно развитию тех навыков, которые будут востребованы в 21 веке.
Как вы видите из таблицы, важно развивать в ребенке умение мыслить, делать выводы, придумывать нестандартные решения. Важно устанавливать для ребенка «мостик», который связывает знания о химии, физике и математике с реальной жизнью. Постарайтесь быть сами проактивными и приучайте к этому детей.
Реактивное поведение характеризуется следующими мыслями: «У меня не получается/У меня такой характер/Мне не хватает времени на это/Ну что я могу с этим сделать». Проактивное – «Я могу/Я сделаю/Я выбираю».
Задумайтесь вместе о рефлексии. В 9-м классе только каждый четвертый ребенок обладает достаточным уровнем рефлексии, чтобы выбрать будущую профессию и сформировать осознанный подход к жизни, а ведь это умение надо развивать с самого рождения, только современные родители слишком мало уделяют этому времени.
Сам феномен рефлексии активно исследуется в последние 30 лет и вот только сейчас в современной школе массово практикуют приемы и методы рефлексии. Умение рефлексировать – это об осознании себя и своих действий, когда ребенок не верит тому, что говорят другие, а вырабатывает свое мнение.
Рефлексия меняет взгляд ребенка на окружающий мир, заставляет не верить на слово тому, что говорят другие, а вырабатывать свой собственный взгляд, который позволяет видеть взаимосвязь между школьными знаниями, своей жизнью и жизнью других людей.
Крайне важна для успеха в будущем информационная грамотность, умение ребенка воспринимать информацию и «раскладывать ее по полочкам». Важнее этого может быть только счастье ребенка.
Воспитание духа и нравственности – основа образования. Воспитание без образования невозможны, считает известный педагог Шалва Амонашвили. Автор концепции «Школа радости» в слове воспитание видел В-ОСЬ-Питание. Духовную ось, которая ведет к духовному восхождению, и причину, по которой ребенок на этом пути нуждается в питании. Питанием служит образование, взращивание в ребенке семян «веры, любви, доброты, великодушия, мудрости, мыслей, преданности».
Вера взращивается верой, любовь любовью, счастье счастьем. И поэтому счастливого человека могут вырастить только счастливые родители, поэтому особенно маме следует научиться гармонизировать все сферы своей жизни и на своем примере показывать, что жизнь – прекрасна.
В каждой семье превалирует один из четырех видов воспитания: индифферентный, либеральный, авторитетный и авторитарный. Как вы понимаете, выбранный вами стиль повлияет на то, удастся ли вам воспитать одаренного ребенка. Одаренность – это не всегда знания, успехи и чемпионство в мировых соревнованиях, как некоторые считают, но это всегда то, к чему ребенок хочет стремиться сам и в чем достигает успехов.
В понимании традиционной школы одаренный ребенок тот, у кого налицо академическая успеваемость, но одаренность этим не ограничивается. Школа мало показывает действующие в мире взаимосвязи, но если их показывать ребенку, он будет постигать этот мир, поменяет реактивную позицию на проактивную.
Дар есть у каждого у ребенка, его только нужно увидеть родителям и воспитателям, помочь ребенку его раскрыть, научиться отслеживать, реализовывать и направлять. Существует несколько методик определения одаренностей. Скачайте здесь анкету по А. И. Савенкову и попробуйте определить одаренности у своего ребенка. Исходя из своей практики, скажу, что у многих детей определялись по три равно выраженных типа, причем явно не связанные друг с другом, например, спортивная, психомоторная и творческая одаренности.
А на стыке таких вот одаренностей можно с детьми создавать колоссальные вещи. Важно все направления развивать, но ярко выраженные особенно, потому что мир не будет таким как прежде, будут востребованы разработчики 3D-имплантов, инженеры и программисты «умных домов», консьержи робототехники, архитекторы виртуальных миров, городские фермеры и др. Смотрите на ребенка комплексно.
Важный момент по этой классификации – к академической одаренности относятся мотивационно-личностные характеристики. Мотивация – желание что-то делать, а личностные характеристики – особый вид одаренности, которому и школа и родители очень мало уделяют внимания. Хорошо бы выработать стратегию и показать ребенку, как можно развивать личностные качества, важные для счастья и успеха, и как понимать, чего ребенок сам хочет.
Социально-личностная одаренность проявляется в том, что ребенок открыт миру, любит общаться. Родители могут считать, что ребенок ничем серьезным не занимается, и просто не понимать, что это дар – находить контакт с людьми разных возрастов, дружить, поддерживать связи, и это очень важный дар для успеха в будущем. Если он лидер в своей возрастной группе, то это тоже дар, который можно и нужно развивать, и который важен для многих профессий. О лидерской одаренности можно говорить, когда ребенок берет на себя ответственность за всю группу или за ее часть, предлагает решения и варианты и ведет себя проактивно.
Итак, вы определили одаренности и теперь планируете персональный путь реализации личностного потенциала ребенка. Выглядит он примерно так.
На старте определяем ожидания, кому-то важна самостоятельность, а кто-то стремится взрастить в ребенке проактивность, тут каждый родитель поступает так, как чувствует, правильного решения нет. Для примера возьмем цель – научить ребенка воспринимать проблему как ресурс развития. В итоге ожидаем – апробация нового и доведение до логического результата.
Проводим внутренний анализ и определяем сильные стороны, закрепляем их на Стене Славы. Проговариваем сильные стороны, ситуации, в которых ребенок проявил себя. На Стену Славы можно повесить фото с друзьями как доказательство коммуникабельности, рисунок, который победил в конкурсе и тому подобное. Задача стоит поднять уверенность в себе: «Да, знания по математике и географии могли бы быть выше, зато ты так здорово рисуешь/поешь/забиваешь голы. Попробуем подтянуть математику с географией с помощью футбола? В какой стране самые сильные игроки? Как думаешь, почему именно в этой стране? Что необычного есть в этой стране? Какая природа? Сколько голов суммарно забил твой любимый игрок в свои 22 года? А сколько сейчас? Какой его средний показатель успешности в месяц? А в год?».
Таким образом повышается мотивация к изучению темы и ребенок чувствует веру и поддержку, также, как правило, отмечает старания родителей ему помочь. Данный позитив, из которого складывается уверенность в себе, можно трансформировать в ресурс.
Далее проводим внешний анализ и анализируем возможности – финансовые, материальные, человеческие или ресурсы семьи для выявления способов реализации потенциала смелого/храброго ребенка. В школе неинтересно, но можно найти тот кружок или секцию, в которых будет интересно. Помните, что сравнивать лучше ребенка с самим собой: «Еще вчера ты не умел, а сегодня уже есть первые успехи», «Ты покормил бездомного котенка, ты добрый и отзывчивый».
Прогуляйтесь с ребенком в будущее, каким и кем он видит себя в будущем. Влогером? Отлично, но ты же понимаешь, что влогеру важно быть начитанным, иначе что ты будешь рассказывать своим подписчикам? И грамотно писать, как ты будешь с ошибками писать, если тебя столько людей читает. И выглядеть было бы хорошо на фото и видео – да здравствует спорт. И влогеры не боятся нового. И когда ребенок снова займет реактивную позицию – «У меня никогда не получится», напоминайте об этой прогулке.
Увидели будущее? Самое время составить план действий. Выявленный потенциал направляйте в нужное русло, но будьте гибкими, если у ребенка поменялась картинка будущего.
Где взять витамины одаренности
Правильная похвала
Правильная та похвала, которая мотивирует. А мы, родители/воспитатели/учителя/тренеры, как правило, кроме «Умничка!» и «Молодец!» ничего не говорим. И это еще в лучшем случае. Вот еще варианты:
- Похоже, что решение этих задач тебе начинает приносить удовольствие.
- Чувствуется, что ты получаешь удовольствие, когда справляешься с трудностями.
- Мне так приятно видеть, что после каждой тренировки ты чувствуешь себя увереннее.
- Так приятно заходить в чистую комнату. Мне нравится, как ты пытаешься самостоятельно завязать шнурки.
Однако обычно мама заходит в детскую так: «Опять бардак, когда ты уже научишься складывать свои вещи…». У мамы «включаются эмоции» и мысли «Сколько раз можно тебе говорить…». При таком подходе ребенок все время чувствует себя неуспешным. Поэтому любые подвижки в нужном направлении очень важны - правильно хвалите и подчеркивайте выгоду для него самого от сделанного. Ради того чтобы снова услышать похвалу ребенок постарается еще раз, еще много раз: «Так меня порадовал (-а). Как приятно зайти в комнату, в которой сложены игрушки. Согласись, ведь здорово же, когда в комнате убрано».
Витамины творчества и проактивности
Проактивность – умение осознанно идти к успеху и быть счастливым, выступать от Я-позиции – «Я хочу» и «Я выбираю», а также «Если я не могу этого получить/достичь сейчас, я сделаю два шага в нужную сторону». Важно, чтобы родители вдохновляли и подчеркивали даже самые малые успехи и сами были проактивными. В итоге сформируется осознанное отношение к себе, родителям, учителям, социуму, жизни в целом. И благодаря этому возникнут чувства компетенции, принадлежности, безопасности и смысла жизни.
Идя по траектории, искорените в своем лексиконе слово «должен», оно деструктивно по своей сути и формирует чувство вины. Найдите способы объяснить, зачем застилать кровать, мыть руки перед едой, поддерживать порядок, делать уроки и т. д. Применяйте эмоциональное закрепление и игру. Застилать кровать скучно, а вот подготовить (разровнять одеяло и накрыть его покрывалом) взлетно-посадочную полосу для приземления межгалактического корабля уже гораздо интереснее. Из таких приправленных позитивными эмоциями моментов будут складываться воспоминания о детстве.
Просто знайте, что все дети хотят видеть своих родителей счастливыми и улыбающимися, будьте счастливы и улыбайтесь, чтобы ребенок об этом вспоминал во взрослой жизни и черпал из этих воспоминаний энергию.
Есть поговорка, гласящая, что не надо воспитывать детей, воспитывайте себя. Но ведь абсолютно не закономерно, что у любящей порядок мамы растет любящий порядок ребенок. Просто именно этому аспекту жизни ребенок не придает значения. А в том, чему придает значение, будет подражать. Также будет подражать тому, кто для него авторитет.
В своем детстве я не хотела подражать своей строгой маме и мечтала быть похожей на добрую бабушку. Однако сценарии и модели поведения, заложенные в нас с детства, обязательно проявятся во взрослой жизни. Я такая, как моя мама, увлеченная своим делом, коммуникациями с людьми, и именно благодаря ей у меня сформировался вкус к хорошим книгам и фильмам.
Речь идет об играх и задачах, которые развивают созидательное, логическое, ТРИЗовское мышление. Существует несколько типов подобных задач и игр. Их легко встраивать в повседневную жизнь и в развивающие занятия.
Игра "Данетки"
Вы загадываете предмет, а ребенок отгадывает, задавая вопросы. Вы отвечаете только да и нет. В ходе игры он учится идти от общего к частному, разделять большие объемы информации на блоки и подсистемы, формулировать вопросы – учится так называемой дихотомии.
Игра «Черное и белое» (диалектика)
Рассмотрите неблагоприятную ситуацию (к примеру, ребенок был участником драки со сверстниками) с позитивной точки зрения: "А что «белого» (хорошего) в том, что произошло это негативное событие?». Например, защитил девочку, защитил себя, почувствовал свои силы и понял, что надо делать зарядку по утрам… Игра научит ребенка рефреймингу.
Витамин ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач)
Есть широко известные ТРИЗ-задачи, которые могут служить в том числе диагностическим инструментом.
Если положить недавно утонувшего муравья в муравьиную кучу, вскоре он оживет, а если оставить одного - погибнет. Почему?
Прислушайтесь к решениям ребенка, они дадут вам понять, чем живет ребенок и какие у него склонности. Если что-то будет вычислять, то к математике, если что-то про помощь других муравьев, то у него коммуникационные навыки развиты, если речь о муравьиной кислоте зайдет – возможно будущий фармацевт или химик растет и т. д.
Вот еще один пример.
Жила была пиявка. Все вокруг было для нее пищей. Потом она съела весь мир. Что это за пиявка?
Один скажет, что это эпидемия какой-то болезни (будет доктором?), другой скажет, что это мусор (станет экологом?), виртуальный мир (разработчик игр?), война (миротворец?).
ТРИЗовские методики мало используются в наших школах, однако ради таких игр дети забывают обо всех своих гаджетах. Если хотите узнать больше о ТРИЗовской педагогике, или о чем-то, о чем вы только что прочитали, пишите в комментариях и ждите новых публикаций.