Дети с дисфункцией сенсорной интеграции ощущают полученные стимула как слишком интенсивные или как недостаточно интенсивные. Иногда им бывает сложно совместить два типа сенсорной информации, поступающей одновременно. Например, сопоставлять картинку и звук, которые им кажутся несинхронными. Эти проблемы мешают детям учиться и общаться со сверстниками. Многим детям с расстройствами аутистического спектра свойственна сенсорная дисфункция, но есть и дети с проблемами сенсорной интеграции вне спектра. Итак, как определить симптомы и какую терапию применять?
Поведенческие
Проблемы с сенсорной интеграцией условно делятся на два вида: недостаточная чувствительность и сверхчувствительность, но нередко у одного и того же ребенка бывают проявления обоих видов. Гиперчувствительных детей могут перевозбуждать такие стимулы, как:
яркий свет и громкие звуки, например, сирена кареты скорой помощи; определенные вещи, которые им слишком давят/трут/колются; фоновые шумы, на которые, обычно, никто не обращает внимания; внезапные прикосновения. Такие дети избегают объятий и прочих нежностей даже с родными; качели.Внешними проявлениями ДСИ могут быть:
неуклюжесть — дети часто натыкаются на разные предметы; не способность понять, где находится их тело по отношению к предметам и другим людям; неспособность понять, сколько сил они прикладывают, делая что-либо, поэтому они могут, например, громко хлопать дверями или протереть дырку резинкой в тетради.Гипочувствительные дети воспринимают сенсорные стимулы как слабые, что заставляет их искать более интенсивной стимуляции, поэтому они все время хотят касаться людей, трогать различные предметы, даже те, которые, по общему мнению, трогать нельзя, не воспринимают понятия личного пространства, даже когда они достаточно взрослые, чтобы понимать это, имеют более высокий болевой порог, очень непоседливы, любят быстро кружиться на месте.
Часто дети с ДСИ теряют контроль из-за, казалось бы, пустяков: орут, если вода при купании попадает на лицо, истерят, если вы пытаетесь их одеть, потому что тактильные ощущения в этот момент перевозбуждают их и т.д. Именно поэтому у таких детей бывают очень резкие смены настроения в ответ на изменения окружающей их среды. Например, ребенок может прекрасно себя вести в спокойной обстановке со спокойным взрослым. Но если он попадет в супермаркет, где полно народу, где звуки и цвета слишком крикливы и разнообразны, то он может впасть в истерику, которую ничто и никто не может остановить. Ребенок при этом может куда-то убегать или становиться агрессивным, потому что воспринимает перевозбуждающую его обстановку как враждебную.
Детский нейропсихолог Майкл Розенталь, говорит, что физиотерапия может быть хорошим решением для многих детей с ДСИ, но дети разные и что подходит одному, может не подойти другому. В распоряжении физиотерапевтов США — так называемые «сенсорные спортзалы», в которых есть коврики, подушки, трамплины и где под надзором физиотерапевтов ребенок будет пробовать разные типы стимулов, чтобы подобрать ту «сенсорную диету», которая ему подходит. Родители же должны дома наблюдать за тем, какие стимулы вызывают у ребенка бурную реакцию и помнить, что дисфункция сенсорной интеграции не признана расстройством, поэтому некоторым родителям сложно доказывать педагогам и даже врачам, что у их ребенка есть проблемы, которых на уровне официальной медицины «как бы нет». Так что же на практике могут сделать родители?
Нет двух одинаковых детей с сенсорной дисфункцией. Линдси Бил, физиотерапевт и автор методички для специалистов по ДСИ, говорит: «Поход на пляж может быть кошмаром для ребят с проблемами тактильного восприятия, они не выносят того, как «жарит» солнце, как песок попадает между пальцев и так далее. Учитывайте эти факторы, тогда вам удастся избежать истерики на пляже. В прошлом году ребенок не шел в воду? Убегал, когда его пытались намазать кремом для загара? Расстраивался из-за липнущей сладкой ваты? Откажитесь от этих идей, предложите что-то другое или попытайтесь использовать подходы, которые сделают эти действия менее стрессовыми».
Бил утверждает, что «минус» лета в том, что у дня пропадает распорядок, а для детей с ДСИ это настоящий катализатор катастроф: «Детям с ДСИ легче, когда у них есть распорядок и когда они знают, что они будут делать в течении дня. Если распорядка нет, день становится более стрессовым». Незапланированные, неожиданные события могут перевозбуждать, выводить из равновесия детей, которые очень восприимчивы к тому, что их окружает. Рутина и привычные дела успокаивают их. Поэтому постарайтесь записать детей в лагеря, на курсы, куда угодно, где будет четкий распорядок. Можете с ребенком составить календарь грядущих событий, используйте смешные стикеры, например, дельфин — день на пляже, ролики — день в парке, и т.д. Избегайте сюрпризов. Думайте наперед, помня о том, что момент перехода от одного вида деятельности к другому — очень деликатный для детей с ДСИ, им тяжело переключаться, поэтому научитесь вовремя перенаправлять их, избегая перевозбуждения.
Если для вашего ребенка поход в парк превращается в проблему, подумайте, какие элементы могут быть триггерами бурной реакции. Разбейте ситуацию на элементы: трава, насекомые, шум. Поговорите с ребенком об этих факторах, это позволит «проработать» самую сложную часть еще до прихода в парк.
Когда вы узнаете, что именно перевозбуждающе действует на вашего ребенка, вы можете помогать ему учиться как справляться с этим состоянием самостоятельно. Летние игры и активности — это, как правило, мультисенсорная стимуляция. Но ваш чувствительный ребенок может испробовать разные компоненты сенсорного переживания в более спокойной обстановке. Например, можно сделать «сенсорный ящик» — там разные предметы, разных фактур, дети могут исследовать их характеристики дома. Поиграйте с пляжным песком и ракушками дома, на подносе — это поможет ребенку привыкнуть к тактильным ощущениям песка, например. Еще с собой в поход, на пляж и в другие потенциально «сложные» места, можно брать предметы, которые могут обеспечить сенсорное успокоение ребенку, его личные «антистрессы».
Летние каникулы для детей с ДСИ могут быть трудным временем: пляж с горячим и шершавым песком, слишком холодная вода, неожиданные брызги, незнакомые качели, новые люди — все это может перевозбуждать слишком чувствительных к яркому свету и громким звукам детей. Тем не менее, родители могут провести определенную подготовительную работу для того, чтобы детям было весело и спокойно.
Солнцезащитные очки. Убедитесь в том, что у ребенка качественные очки, которые действительно защищают его от слишком яркого солнца — для некоторых детей это критичный фактор.
Спрей от насекомых. Выберите самый надежный из тех, которые не делают кожу липкой и не имеют навязчивого запаха. Если вы подберете одежду с длинными рукавами и штанинами из легкой летней ткани, дети охотнее позволят нанести спрей на одежду, чем на кожу.
Солнцезащитный крем. Если вы проводите много времени на улице, то солнцезащитный крем очень важен, подберите тот, который ваш ребенок лучше переносит, возможно, стоит поискать нежирный. Доктор Бил рекомендует наносить крем сильными массажными движениями: «Уверенный массаж успокаивает детей, в то время как легкие движения могут действовать раздражающе».
Зонты и палатки. В местах, где много стимулов, у ребенка часто возникает желание где-то укрыться от них для того, чтобы успокоиться. Пляжный зонт, навес, палатка прекрасно подойдут для этого.
Обувь. Если ребенок терпеть не может ходить босиком по траве или песку — не заставляйте его, подберите соответствующую обстановке обувь: шлепанцы или кроссовки.