Кто такой лидер в нашем, родительском представлении? Это человек, который умеет принимать решения и нести за них ответственность. А другие не против этого решения и делают то, что сказал лидер. Все просто, ведь так?
Но есть другая форма лидерства, более понятная и привлекательная для детей, при которой лидер не принимает никаких решений. Он просто демонстрирует поведение, которое нравится другим, и они за ним повторяют. Речь идет о популярном человеке. А за счет чего он обрел популярность, это уже другой вопрос.
Так какое же лидерство мы хотим развивать в детях? Скорее всего первое. А хочет ли этого наш ребенок? Давайте разбираться.
У родителей зачастую слишком обобщенное представление о лидерстве. Его существует множество форм и видов и зависят они от контекста и среды, в которой мы или наш ребенок взаимодействуем с другими людьми.
Мы знаем, что лидерство – это хорошо, это популярно. И не мешало бы его развить. Но в большинстве случаев предъявляем те требования к нашему подросшему ребенку, которые не очень соответствуют его характеру и темпераменту.
Наше воздействие на ребенка выглядит примерно так:
«С тобой что-то не так по отношению к миру (ты не дотягиваешь до его стандартов, с таким поведением ты ничего не достигнешь, следует быть активнее и т. д.)».
То есть мы оказываем давление и в ответ получаем сопротивление.
Стратегия воспитания подростка отличается от методов, применимых к маленькому ребенку. Основным родительским посылом должны быть принятие, интерес к жизни ребенка и собственный пример.
А по привычке пускаем в ход контроль и манипуляцию.
Наше представление о лидерстве и представление ребенка – это разные вещи. Наше – руководитель или владелец бизнеса. Представление ребенка о лидере – это популярная в своей среде личность. И если мы хотим включить интерес ребенка к теме лидерства, то нужно отталкиваться не от своих мотивов, а от его. И найти тот тип лидерства, который соответствует характеру нашего ребенка.
Ивангай – самый популярный в мире русскоязычный блогер
Чтобы ребенок мог претендовать на лидерство, у него должно быть свое мнение по любому вопросу. А для того, чтобы оно было, им нужно интересоваться и учитывать. Тогда ребенок будет понимать, что он может влиять на мир. Причем это будет честное воздействие, по договоренности, а не манипулятивное.
Самая главная наша задача - это увидеть потенциал ребенка и мягко направить его к лидерству в его стиле.
Существует множество типов лидерства. Я опишу два подхода: житейский и бизнес-подход.
Согласно этому подходу есть три вида лидерства: эмоциональное, деловое и нформационное.
Эмоциональный лидер (сердце группы) – человек с высоко развитой эмпатией, каждый может обратиться к нему за сочувствием и эмоциональной поддержкой.
Деловой лидер (руки группы) – с ним хорошо работается, он способен организовать что-угодно, наладить нужные взаимосвязи, обеспечить успех затеи.
К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.
Согласно этому подходу существует четыре типа лидеров, одновременное участие которых обязательно для успешного ведения дела. Адизес подчеркивает, что они не могут быть объединены в одном человеке, так как обладают противостоящими чертами характера.
P (Producer) – производитель качества, достигает выдающихся результатов в работе
E (Enterpreneur) – предприниматель, генерирует новые идеи, тенденции
A (Adminustrator) – поддерживает оптимальный порядок в процессах
I (Integrator) – гармонизирует отношения в коллективе и развивает связи
P – деловой и практичный, Е – находчив и изобретателен, А – скрупулёзен и педантичен, I – уклончив и обходителен.
Все это лидеры, и только их командная работа может привести общее дело к успеху. А для того, чтобы создать такую команду, нужно научиться признавать собственные недостатки и работать с теми, кто дополняет мои сильные и слабые стороны.
Секрет успеха бизнеса во взаимодополняющей команде. Команда – это группа людей, отличающихся по темпераменту и поведению, а не клоны, в которой все знают свои преимущества и ценят преимущества другого.
Если родители хотят развивать лидерство в ребенке, им нужно показать ему точку его опоры, его уникальность, его тип лидерства. Научить грамотной оценке своего потенциала и потенциала других детей (людей). И развивать при этом уважение и принятие себя и других.
Лидерство – это не соревнование, это отстаивание позиции не «Я – лучший», а «Я не лучший, а я особенный, и я знаю, как этой особенностью пользоваться».
Мы понимаем, что развитие лидерства – это не что иное, как развитие качеств и компетенций. Но для этого нужен порядок в семье, которая служит тылом, а не полем боя. Для развития лидерства очень важны возможность опереться на родителей, доверительные отношения с ними и наличие взаимоуважения. И на этой базе можно формировать лидерство с учетом задатков и интересов ребенка.
- Развивайте в ребенке умение сказать нет
Речь идет о четком ощущении ребенком своих личных границ. Это понимание и адекватная оценка своих возможностей и желаний. Развитие навыка самоанализа, осознание ценностей и предпочтений. Желательно, чтобы ребенок мог для себя или родителей аргументировать, почему на какое-то предложение он не соглашается.
Если аргументация адекватная и разумная, важно поддержать ребенка в его “нет”.
- Всегда интересуйтесь мнением ребенка
При общении с ребенком почаще интересуйтесь его мнением на разные темы. Старайтесь не давать ему готовых решений, стимулируя его мышление. Это могут быть вопросы типа:
А как ты думаешь? А что будет, если? А правильно ли будет, если мы сделаем так-то? В чем наша ошибка? Что в этом хорошего?- Ищите в трудных ситуациях позитив
Часто, когда у нас возникает трудная ситуация, мы думаем, что выхода из нее нет. У нас есть большой соблазн опустить руки. Чтобы так не произошло, нужно увидеть в проблеме что-то важное и позитивное для себя. Это поможет найти выход.
Для этого есть специальные приемы, они называются «Формулы позитивного мышления». Вот несколько формул, которые можно применить в общении с ребенком:
Обратная сторона медали (у медали две стороны, там где есть плохое, есть и хорошее; что хорошего в этой ситуации?) Проблема как друг (если бы проблема была твоим другом, что бы она сказала тебе?) Незамеченный ресурс (другие в таком же положении чувствовали бы себя гораздо хуже, что тебе помогает так хорошо справляться?) Совет другу (если бы такая проблема была бы не у тебя, а у твоего друга, что бы ты ему посоветовал?) У камина (представь, что все что происходит сейчас уже в далеком прошлом, ты сидишь у камина, рядом близкие и ты рассказываешь, как ты смог выйти из этой ситуации).- Учите отличать позиции жертвы и ответственного человека
Если есть проблемная ситуация, мы учим ребенка отличать, как ее воспринимает жертва (обвиняет других, ничего не делает) и как ее воспринимает ответственный человек (осознает, выстраивает план, действует). Разыгрываем сцену в ролях. Дайте возможность высказаться от имени жертвы (чтобы в дальнейшем замечать эти мысли) и как ответственный человек (как видение образца для подражания). Мы, как родители, сначала приводим пример из своей жизни, разыгрываем эти две роли, а потом помогаем составить ребенку речь его ролей.
В дополнение к методам хочу порекомендовать несколько книг, которые помогут вам в развитии лидерских качеств у ребенка.
Рон Столберг и Дарлин Свитленд «Научите ребенка думать. Как вырастить умного, уверенного и самостоятельного человека»
Мария и Алексей Афанасьевы «Уроки лидерства для малышей»
Роберт и Джин Байярд «Ваш беспокойный подросток»
Франсуаза Дольто «На стороне подростка»
Серия книг «Удивительные личности для детей»
Бодо Шеффер «Пес Мани или Азбука денег»
Дениэл Сигел «Растущий мозг»
Если у вас есть ребенок 11-14 лет и у него есть желание развивать свой лидерский потенциал, учиться эффективно работать в команде, найти свои сильные стороны, чтобы в дальнейшем на них опираться, приглашем вас к нам в ОвсянкА на программу «Від бізнесKIDa до бізнесMANa».
Помимо лидерских качеств и работы в команде подростки будут учиться эффективной коммуникации, критическому мышлению и финансовой грамотности.
Программа будет проходить с 18 сентября по 18 октября по вторникам и четвергам с 16.00 до 18.00, по адресу IQ Family Hub, Киев, ул.Спасская, 1/2 (м Контрактовая площадь). Подробности и регистрация здесь.