Первый класс может стать серьёзным испытанием не только для родителей, но и для ребёнка. Новый режим дня и много незнакомых людей, зачем-то нужно сидеть 40 минут смирно, а бегать — только на перемене. Психолог Сергей Галиуллин даёт советы, как летом не терять зря время и подготовить будущего школьника к новому этапу.
1. Устройте экскурсию по школе. Покажите, где находятся кабинеты начальных классов, туалеты, столовая. Если можно, пусть он зайдёт в класс и посидит за партой. Это можно сделать не только в день открытых дверей, но и позже — даже летом, если заранее договориться об этом с администрацией. И тревога снизится, и информация лучше усвоится — тактильное и визуальное восприятие помогают в этом.
2. Пройдитесь вместе по маршруту до школы. Даже если вы пока не собираетесь отпускать ребёнка одного, он должен знать, как долго туда добираться. Прогуляйтесь вместе, расскажите о районе, где находится территория школы, обсудите ключевые точки маршрута. Если ваш сын или дочь вдруг потеряется (без паники!) или через какое-то время по планам будет ходить самостоятельно, то сможет найти дорогу. Так он быстро привыкнет к дороге и будет меньше нервничать.
3. Расскажите, как будет устроен режим дня. Ещё один способ заранее минимизировать стресс и поводы для беспокойства. Объясните, что сон-час отменяется, завтракать вы будете вместе дома, а не в детском саду, а ещё в школе не будет привычных прогулок и игр. Возможно, придётся не только рассказать, но и потренироваться дома. Например, реагировать на звонок и провести день в формате «урок — перемена».
В психологии есть такой термин «готовность к школе». Она делится на познавательную, физическую и психологическую. Физическую проверят врачи в поликлинике, а об остальных придётся думать вам — с помощью или без специалистов.
1. Попробуйте понять, интересно ли ребёнку узнавать новое. Школа — это не только социализация и приучение к правилам взрослой жизни. Это ещё и новые знания. Если ребёнок ничем не интересуется — значит к школе он не готов. Возможно, его естественную любознательность уже успели убить. Нужно срочно любознательность возрождать или поддерживать — гулять в парках, наблюдать за животными, что-то разбирать/собирать, вместе читать и так далее.
2. Проверьте зрительно-двигательную координацию. В первом классе (и следующие 10 лет) придётся много писать. Для этого и нужны хорошие «связи» между рукой и глазами. Если они не наработаны, ребёнку может быть тяжело в школе. Необязательно писать с ним в прописях — можно вязать, распутывать клубки, проходить лабиринты. Это тоже хорошая подготовка.
3. Проверьте логическую память. Умеет ли ребёнок запоминать не механически, а осмысленно. Детей часто заставляют учит наизусть стихи. Это хорошо, но в данном процессе работает только механическая память. При этом в школе часто нужна логическая — запоминать порядок действий и понимать, зачем одно действие должно идти за другим. Это пригодится и в решении математических задачек, и в бытовых заданиях в школе и дома.
4. Насколько развито аналитическое мышление. Способен ли ребёнок выявлять связи между предметами и явлениями. Мышление в школьном возрасте становится ведущим познавательным процессом и ему нужно помогать. Первоклассник должен делить целое на части и понимать, как они связаны между собой. Например, как устроен человек и как связаны между собой органы тела.
1. Объясните, зачем нужна школа. Будущему первокласснику важно понимать, что школа не ограничивается партами, портфелем и звонками на урок и перемену. Расскажите, зачем нужны все эти предметы и знания, зачем слушаться учителя и общаться с другими детьми. Тут главное поддержать его детское любопытство и заинтересовать чем-то новым.
2. Расскажите, зачем нужен учитель и какая его роль. В школе придётся слушать не родителей, а незнакомого взрослого. Помогите учителю и сформируйте его авторитет. Особенно если ваш сын или дочь до школы занимались дома и не ходили в детский сад.
3. Умеет ли ваш ребёнок говорить о своих проблемах. В школе ему может понадобиться помощь, но мамы и папы рядом не будет. Он должен уметь просить помощь у других — учителя, гардеробщицы, охранника. Научите его заботиться о себе — путь непростой, но очень важный.
4. Насколько он конфликтен со сверстниками. Даже если ребёнок ходил в детский сад, он может часто ссориться с другими детьми и считать это нормой. Объясните, что из конфликтов нужно уметь выходить, а драка важна только как способ найти решение проблемы.
5. Может ли ребёнок проявлять терпение. Ему придётся сидеть за партой, фокусироваться на одном предмете надолго, не играть и не прыгать какое-то время. Раз придётся терпеть, то ваша задача — объяснить, зачем это.
6. Насколько быстро отходит от эмоций. Обида, злость, отчаяние и даже радость — испытывать их необходимо. Примерно так же, как и умение остывать. Если ваш сын или дочь очень долго отходит от острых эмоций, то это может быть и симптомом разных заболеваний.
Учить читать, писать и считать экстренно к школе. Если уже не научили, то не нужно торопиться, в школе со всем этим справятся.
Внушать, что учителя нужно всегда слушаться. Хоть учитель и должен быть авторитетом, он тоже может ошибаться и уж точно не всегда прав. Учитель может не учесть всех тонкостей ученика, значит ему и вам важно их донести.
Пытаться привить усидчивость и внимательность. Терпение важно, но превращать школьника в робота нельзя. Здорово, если учитель это тоже понимает.
Запрещать фантазировать. Учителя могут требовать от детей отключать воображение, записывать примеры под диктовку и не отходить от правил. Но в первом классе, наоборот, необходимо включать игру в занятия. Ребёнок должен оставаться самим собой и продолжать фантазировать — это поможет ему решать задачи необычными способами и не думать об оценках.