Сегодня были в DomReggio новые родители, выбирали сад для ребенка.
Все стандартно рассказываю и показываю, говорю о политике и концепции сада. О, том, что мы детей не выбираем, о том, что для нас важен каждый ребенок с его индивидуальностью и собственным развитием. Говорю об инклюзии.
У родителей пауза, потом папа говорит: «Я вообще-то против. На мой взгляд «нормальные» дети должны обучаться и находиться отдельно от «ненормальных»».
Я отвечаю: «Это позиция и политика сада. Для нас все дети уникальные. На наш взгляд – это очень ценно для всех. Мы не делим детей на категории и уважаем особенности каждого. У каждого человека есть особенности, мы не пытаемся всех выравнивать под какую-то «норму». Мы проводим огромную работу со всеми детьми, наша ключевая задача научить детей осознавать и понимать себя. Не сравнивать, не подражать, а понимать кто я, чего хочу я, что я делаю сейчас, зачем это мне. Что именно вас беспокоит?»
Вот что папа ответил: «Что мой ребенок будет подражать, а тут «ненормальные» дети. Он будет подражать «ненормальным» детям и тоже станет «ненормальным»».
Дети подражают друг другу. Они только учатся видеть мир, чувствовать себя. Это нормально, а наша задача научить их быть собой. Пройти стадию подражания и понять, кто они. Разве в реальном мире мы можем выбирать окружение своему ребенку? Только отчасти, мы можем выбрать частную школу, район, выбрать одну социальную группу. Но будет ли все это соответствовать культурной группе, которую мы хотим для своего ребенка? Нет, вряд ли. Все, что мы можем попытаться сделать – это научить ребенка быть собой. Понимать и чувствовать себя, и то, что другой человек может чувствовать и понимать иначе.
Если мы говорим об индивидуальном подходе, развитии эмпатии, умения сотрудничать, осознанности – инклюзивное пространство идеально для этого подходит и делает это по-честному, иначе все это лишь тренд.