Сегодня тьюторинг – тренд, и каждая уважающая себя школа спешит объявить о внедрении тьюторского сопровождения. Почему сам метод важен и нужен, мы рассуждали ранее. Сейчас хочу поделиться нюансами, без которых попросту невозможно реализовать этот подход на практике.
Итак, 8 концептуально важных принципов, на которых основывается метод тьюторинга:
1. Открытая вариативная образовательная среда.
Условием для реализации тьюторинга является создание открытой, вариативной образовательной среды. Именно в этих условиях ребенок, умело направляемый тьютором, может делать выбор, обсуждать возможные риски и перспективы, анализировать результаты того или иного выбора, таким образом, постепенно выстраивая свое будущее.
2. Индивидуализация – основа тьюторинга.
Самое главное в тьюторском подходе принцип индивидуализации. Когда ученик становится активным субъектом, а не объектом образовательного процесса: принимает участие в выборе своего персонального образовательного или жизненного пути, ставит перед собой цели и задачи, оценивает перспективы, и принимает ответственность за свой выбор.
3. Тьюторинг – это длительный процесс.
Тьюторинг направлен на всестороннее развитие подопечного. Каждый человек имеет потенциал, который не всегда мы видим, но который может раскрыться только в определённых условиях.
4. Оценка возможностей.
Развитие состоит не только в том, чтобы понять свои способности, а чтобы оценить неиспользованные возможности. Процесс развития, который происходит в рамках тьюторинга, основан на раскрытии и эффективном использовании этих возможностей, а также на понимании своих слабых и сильных сторон.
5. Достижение целей.
Основой тьюторинга является достижение цели, поставленной перед учеником, но и определение способов ее достижения. Ребенок осознанно принимает на себя ответственность за все возможные последствия своего свободного выбора. Задача тьютора направлять и мотивировать подопечного на достижение цели.
6. Рефлексия.
Один из основных инструментов тьюторинга. Именно рефлексия помогает анализировать свои действия, стимулирует процесс самосознания, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования. А роль тьютора в том, чтобы мотивировать подопечного к рефлексии.
7. Взаимоотношения между тьютором и подопечным.
Взаимоуважение, доверие, автономия ученика с одной стороны, авторитет, доверие и вера тьютора в ученика – с другой. И, безусловно, добровольность этих отношений, которые не являются целью сами по себе, однако, являются обязательным условием. Без взаимоотношений работа тьютора невозможна.
8. Сотрудничество.
Не только тьютор влияет на своего подопечного, но и ребенок влияет на взрослого. Эти отношения смело можно назвать сотрудничеством, поскольку растет педагогический опыт, происходит обмен информацией, отрабатываются новые методики и компетенции, опыт приобретает не только ребенок, а и тьютор.
Конечно, тьюторинг не решает все проблемы украинского образования, но это – методика, в которой именно ребенок находится в центре образовательного процесса.