Мария Головко отучилась 10 лет в одной из киевских гимназий, а выпускной год закончила в школе с дистанционной формой обучения. В колонке для AIN.UA выпускница рассказала, как все устроено, что может удивить школьников и как извлечь из этого максимум пользы.
При переходе на дистанционную форму обучения школьников пугает отсутствие постоянного коллектива, нехватка общения и перспектива проводить много времени в одиночестве. Это миф.
Примерно раз в месяц школа проводит собрания, где выпускники встречаются и просто общаются между собой, не успевая друг другу надоесть. Обучаясь дистанционно, можно побывать во многих коллективах. Курсы, лагеря, спортивные секции. Но самое классное в этом опыте — возобновление старых связей, о которых, в связи с нехваткой свободного времени, успеваешь забыть.
Мнение, что «дистанционщики» это отшельники, которые страдают от недостатка общения — примитивная выдумка. Наоборот, они учатся приспосабливаться к разным коллективам, не находясь каждый день в привычном окружении.
Когда в семье начала зарождаться мысль о переходе на дистанционную форму обучения, я, разумеется, больше всех горела идеей. При этом не вникая в вопрос, как придется выполнять школьные обязанности — сдавать контрольные работы, тетради и так далее. Ведь школьники привыкли: написал, положил на стол учителю, ждешь результатов.
В моем понимании, нужно было за определенный срок проходить предметы, и с выполненным заданием, время от времени, ездить в школу для тестирования/сдачи тетрадей/написания самостоятельных. Выяснилось, что не стоит путать заочную и дистанционную форму обучения.
Дистанционная школа — не дополнительная функция обычной школы, в которой можно «без обязаловки» проходить материал и раз в заданный промежуток времени посещать школу для контроля знаний. Это специально оборудованный сайт, который заменяет классную комнату. На нем есть расписание и список предметов, материал для обучения (тексты, ролики, аудиофайлы, интерактив в виде игр). Под каждым предметом указано определенное количество уроков. Когда приходит срок сдачи, предметы подсвечиваются красным.
Часть уроков (контрольные и тематические) имеет отметку «Обязательно». Их необходимо сдавать для получения оценок. Задания можно выполнить с любого компьютера. Чаще всего, это тестовые работы, которые оцениваются мгновенно. Сдав какую-то из них, сразу видишь оценку. Тестирование может проходить с ограниченным количеством времени (после его истечения вас выбрасывают на главную страницу, а засчитываются все внесенные ответы), либо с неограниченным (можно проходить в несколько заходов).
Бывают и файловые работы, которые нужно писать от руки или выполнять в текстовом редакторе. В таком случае нужно сфотографировать/приложить файл — и учитель проверит работу. Когда проверка закончится, на почту придет уведомление.
Уроки без отметки «Обязательно» нужны, чтобы подтягивать знания по предмету и затем лучше выполнять самостоятельные. Получив отметку, она появляется в квадратике, которым отмечен урок. Получается электронный дневник — доступ к своим баллам есть всегда.
Жесткая объективность оценивания — большой плюс. Написал, увидел свои ошибки и не можешь оспорить оценку. В таком случае, отличный табель — действительно повод для гордости. Его можно добиться только систематическим выполнением обязательных работ.
Но как бы все не было автоматизировано — за системой стоит человеческий фактор. Замечая старания и упорную работу, учитель охотно закроет глаза на пару невыполненных «обязательных». Наблюдая за систематическим успехом, он даст «вторую попытку» — возможности пересдать работу.
Что делать, если не понимаешь материал, не можешь обработать его самостоятельно? Это тревожит многих. Поначалу можно подумать, что если «не понял» — это твои проблемы.
В действительности, вопросы решаются иначе. На каждый предмет в школе есть один-два преподавателя. Если материал непонятен, нужно написать учителю и договориться об онлайн-консультации, в подходящее время. Для связи на сайте есть соответствующий раздел. Там доступна видеосвязь и доска, на которой можно писать и рисовать во время разговора.
Также все понимают, что даже самые усидчивые ученики допускают ошибки. Где-то не дочитал, невнимательно прочитал вопрос, случайно нажал не туда, звезды не сошлись. Всякое бывает.
В моей школе учитель, наблюдая у школьника положительные результаты, без проблем даст возможность для повторной сдачи работы. Также, если учитель видит, что все полугодие ученик старался и проводил достаточное количество времени на сайте (оно фиксируется), то может простить пару невыполненных обязательных работ.
Списать нельзя, но можно гуглить по теме. Учителя не запрещают поиск информации в интернете во время выполнения контрольных работ. Но можно даже не пытаться гуглить конкретные вопросы. Придется читать тематические статьи, «Википедию» и самому приходить к ответу.
Если выполняешь работу с ограничением по времени, то на Google времени никак не хватит. Вероятно, списать, в классическом смысле, можно только сочинения.
Да, хоумскулинг — это очень ново, интерактивно и необычно. Так учиться действительно интересно. Но нет, это не легко. Перечислю ряд трудностей и нюансов, с которыми можно столкнуться в дистанционной школе.
Это подходит не всем
Школа не будет заставлять выполнять задания, звонить родителям. Нужно самому понимать, для чего это делается, систематически уделять время обучению. Главное и обязательное качество, которым должен обладать хоумскулер — чувство ответственности. Нужно правильно распределять время, планировать.
Дистанционная школа возлагает на учеников и их родителей (они должны контролировать выполнение заданий) гораздо большую ответственность. Если ученик несобранный, а у родителей нет времени — это не для вас.
Такие школы — только частные
В Украине пока нет государственных средних учебных заведений с дистанционным образованием. Такие школы — платные. Но в стоимость входит доступ на учебный сайт, где есть весь материал и возможность индивидуальных консультаций с каждым из учителей. По сути, это репетиторство.
Неожиданные сложности
Могут возникнуть сложности с предметами, о которых вы ранее не подозревали. В моем случае это была информатика. В прошлой школе информатики, фактически, не было. Было трудно адаптироваться, ведь знания после 10 лет обучения в гимназии заканчивались на уровне «создать и удалить папку» и «нарисовать куличик в пейнте». На дистанционке требования по информатике действительно высокие.
Не будет последнего звонка
Мы, к счастью, не читали заученные стишки, а учителя на произносили неизменные с годами речи. Все прошло иначе — но выпускной у дистанционщиков все-таки есть. Отличается он тем, что и официальная и неофициальная часть проводится в свободной форме (например, в ресторане). Еще нет всеми любимого прощального вальса. Не буду скрывать, об этом я немного жалела.
Будучи ученицей дистанционной школы, я получала от жизни гораздо более ценные уроки, чем те, что предусмотрены школьной программой.
Умение ориентироваться. Раньше это было проблемой. Из-за неизменного маршрута «школа — дом — теннис — дом», я совершенно не знала город. Сейчас, когда появилась возможность больше гулять и учиться, не сидя за партой, я гораздо лучше понимаю, как добраться в то или иное место, где расположены улицы города.
Навык планирования. В дистанционной школе не обязательно придерживаться определенного расписания. Расписание ты строишь себе сам. Остается лишь учитывать то, что необходимо все успеть вовремя. Спустя полгода в таком режиме, я уже на ходу составляла оптимальные алгоритмы действий — чтобы уложиться в сроки и добиться поставленных целей.
Понимание приоритетов. Какому предмету уделять больше времени, а какому меньше? Сколько времени уделять школе, а сколько — подготовке к экзаменам? Выбор только за вами. Плюс в том, что если, например, у меня нет настроения сегодня выполнять биологию — можно сделать задание завтра, а пока заняться историей.
Убить консерватизм в 16 лет — намного лучше, чем сидеть в зоне комфорта. «Больше мостов, меньше стен» — и все будет очень увлекательно!