Последние полгода часто встречаюсь с родителями, которые ищут школу для своего ребенка, и рассматривают варианты альтернативных школ. Хочу поделиться некоторыми наблюдениями.
Очень много звонков, конечно же, родителей первоклашек. Они – самые переживательные, и часто, очень тревожные. Таких большинство приходят знакомиться, и меньшинство возвращается. Эти родители еще не доверяют альтернативной системе, большинство даже не знали, что звонят в альтернативную школу.
Второе наблюдение. Те родители первоклашек, которые соглашаются на альтернативу, скорее всего уже прошли со старшим ребенком общеобразовательную систему и получили какой-то негативный опыт общения.
Больше всего родителей детей 3 класса. Да, недовольство обычной школой «помолодело». Теперь детям ничего не интересно уже к концу 2 класса, и родители это замечают.
Большинство родителей, которые решились на альтернативную школу, это – отчаявшиеся люди, хотят самого лучшего для своего ребенка и «спасают», забирая из обычной школы.
Дорогие родители! Выбор школы для ребенка – ответственный шаг. Почему, когда вокруг столько информации, вы по-прежнему доверяете старой системе, а потом от нее бежите?
Я предлагаю разобрать несколько родительских страхов, которые чаще всего слышу при встречах с родителями. Сразу оговорюсь: ничего нового не скажу, по каждому пункту вы найдете много информации в сети.
Или «Ну мы же учились в этой государственной системе и вон какими успешными выросли».
Что важно знать. Мы учились в другой системе. Да, она была классно-урочная, но больше ориентированная на знания, чем на оценки. Теперь любое знание лежит у нас в кармане, и нужно нажать всего пару кнопок и ввести правильный запрос. Зачем зубрить?
Факт и то, что из всего объема информации, которую дети проходят в школе, только незначительный процент сохраняется в памяти одиннадцатиклассника. А через год после школы еще меньше. Запоминают дети только то, что им интересно. Тогда зачем их мучить все это время?
А еще, кто из нас гарантированно знает, что детей ждет в будущем и какие знания им понадобятся?
Подумайте о том, что подавляющее большинство альтернативных школ работают по программе Министерства образования, и дают детям все, что надо по общей программе. Только вот методы подачи этой информации сильно отличаются.
Или «Нам же не давали. Нас же не спрашивали. Но мы же выросли».
Давайте учитывать, что наши дети живут совсем в другое время, где ставить себе задачи, уметь видеть мир шире и быть свободным от стереотипов – это очень важные навыки.
Второе. Свобода – это не вседозволенность. Для меня свобода, в большей мере, про ответственность, осознанность и понимание окружающего мира. Поэтому свобода в альтернативной школе – это стремление к осознанному поведению ребенка, возможности делать выбор, принимать решения, столкнуться с последствиями своего решения. Но детальней о свободе я напишу позже.
Вот этот вопрос, наверное, самый легкий. Как я говорила ранее, все альтернативные школы в той или иной мере идут по программе Минобразования, и в нашей стране все школы должны аттестовать детей. Этот вопрос решается всегда и ответ зависит от степени доверия родителей той школе, которую они выбирают.
Кто-то просит оценки повыше, кто-то согласился с тем, что оценка не сделает ребенка счастливее, поэтому, как сдаст – так и сдаст.
Очень важно понимать, что наши страхи – это наши страхи.
Очень важно родителю разбираться с ними, а не проецировать на ребенка. Он-то тут при чем?! Он играть хочет, какой английский? Важно ребенка слышать – об этом говорят талантливые педагоги и психологи.
Я была в разных демократических школах мира - Израиля, США (например, школа Pono), Испании, Польши и других. Видела, как работают эти подходы. В нашей стране альтернативные школы молодые и пока нет примеров успешных людей, которые закончили такие школы. Но таких людей много в других странах, и я с ними знакома.
Это - успешные, свободные, счастливые люди, которые умеют создавать вокруг себя пространство, которые умеют жить.
И потому мне уже не так страшно говорить про демократическое образование и создавать такую школу в Украине.
О людях, которые закончили демократические школы и какими они выросли, я расскажу в следующей статье.