На Первом всеукраинском форуме для родителей «Как воспитать ребенка в эпоху digital» Наталья Тарченко, соосновательница школы DEC life school, рассказала о принципах и ценностях, по которым живет ее семья и год назад созданная школа, а также о том, чему нужно учить детей сегодня, чтобы они стали успешными завтра.
Согласно исследованию института футурологии сегодняшние дети за свою жизнь сменят профессию 10-14 раз. 68% детей, которые в этом году пошли в школу, будут работать в таких сферах, которых еще не существует.
Когда-то считалось большим достижением закончить школу с золотой медалью, а институт с красным дипломом, и проработать на одном заводе 30 лет. Это ценность наших родителей. И она не актуальна для нас и тем более наших детей.
Сейчас мы уже не представляем своей жизни без телефонов и социальных сетей. А ведь 15 лет назад этого всего еще не существовало. Мы не знаем, что будет определять жизнь через 10 лет, но продолжаем учить детей в той парадигме, в которой учились мы 20 лет назад.
Парадигма стандартного образования присуща не только Украине, но и всему миру, и придумана она была 300 лет назад, во время индустриальной революции, когда нужны были винтики для системы. Их всех тестировали на соответствие определенным стандартам, сколько слов они читают в минуту и т. п.
Мир очень быстро меняется, и чтобы стать и быть успешным нужно постоянно учиться и развиваться. Поэтому в DEC мы делаем все, чтобы привить философию life-long learning детям, которые приходят в наши образовательные проекты.
18 лет назад родилось наше первое бизнес-детище – DEC education, агентство, которое помогает родителям составить образовательную стратегию для своих детей.
Уже 10 лет мы проводим лагерь DEC camp. Мы пригласили вожатых и преподавателей с разных стран, создали мультикультурную англоязычную среду, где главные - дети и их интересы.
Там они живут в атмосфере любви, свободы выбора и поддержки, где каждому дают право быть собой. Помимо улучшения английского с детьми происходят удивительные перемены. Мальчишки, которых интересовал только футбол, увлекаются лепкой из глины. А те, кто залипал в телефоне, находят настоящих друзей в офлайне. Подростки избавляются от комплексов, а самые стеснительные выступают на шоу талантов.
Прошлым летом в лагере дети реализовали 45 социальных проектов и таким образом поняли, что могут сами менять мир вокруг себя. Семилетние дети сделали кубик Рубика для людей с проблемами зрения. Ребята постарше собрали у местных гуцульских бабушек рецепты, перевели их на английский и издали кулинарную книгу с украинскими блюдами для иностранцев. Еще кемперы снимали видеоролики о важности сортировки мусора и его влиянии на экологию. Вместе с художниками в арт-резиденции сделали несколько арт-объектов и подарили местной школе.
В этом году дети в лагере осваивали профессии будущего. Программа была построена так, чтобы показать как быстро меняется мир и что важно уметь осваивать новые знания. Кемперы постигали азы предпринимательства, изучали видео продакшн, построение личного бренда и публичные выступления, туризм и организацию мероприятий.
В сети языковых школ DEC school мы преподаем английский через понимание культуры и традиций носителей языка, делаем так, чтобы уроки вдохновляли и вовлекали, а английский становился инструментом коммуникации с миром.
Когда Назар учился в частной школе и мы сидели с ним над уроками, я часто думала, что важнее – красивый почерк и чистота в тетради или развитие его креативности? Что такое чтение – количество знаков в минуту или количество любимых героев из книг?
Мои родители сравнивали Назара со мной, что вот, мол, мама в пять лет уже хорошо читала, а ты плохо. Да, он медленно читал, но зато сейчас, когда ему 12, он не расстается с книгой. Назар прочитал всего Стивена Хокинга, в третий раз перечитывает Гарри Поттера. Сегодня для него книга – это ценность. Так какая разница, сколько слов в минуту он читал в первом классе. Важно привить любовь к процессу чтения и на своем примере показать, что это интересно и познавательно. Родительский пример дает порой больше, чем вузовский диплом.
После 4-го класса мы перевели Назара на хоумскулинг, потому что не знали ни одной школы в Киеве, которая бы соответствовала нашим ценностям и убеждениям.
Тогда мы посетили рейтинговые школы, университеты и колледжи в 10 странах, изучили классическое зарубежное образование. Еще три года мы ездили по миру и перенимали опыт альтернативного образования. В Финляндии, Израиле, Новой Зеландии и США мы знакомились с опытом нестандартных школ, которые осмелились пойти против системы, и за которыми будущее.
Это вдохновило нас и прибавило уверенности для открытия альтернативной школы в Киеве. Концепция DEC life school основывается на нашей семейной философии и ценностях.
В DEC life school дети проводят весь день. У каждого ребенка есть свой индивидуальный учебный план, основанный на его способностях и интересах, и тьютор - помощник и вдохновитель.
Мы придерживаемся принципов ненасильственной коммуникации, не ставим оценок, учим обсуждать конфликтные ситуации и уважать мнение другого. Дети принимают участие в написании правил школы, сами выбирают предметы.
Вместе с детьми учатся родители и учителя, для этого мы проводим специальные образовательные мероприятия.
Мы отходим от парадигмы «вот закончится школа и начнется жизнь». Школа – это часть жизни. Наши дети проводят там 11 лет и в это время они должны быть счастливыми.
Ребенок может учиться только у тех, с кем у него установлена связь. Поэтому наши тьюторы и преподаватели создают дружественную атмосферу, без авторитарности и официоза, чтобы ребенок мог открыться.
У нас тоже возникают конфликтные ситуации, но мы не избегаем этого, а помогаем детям и родителям разобраться, пережить этот опыт и сделать правильные выводы.
Перед открытием DEC life school мы сняли ролик, в котором предложили детям угадать назначение старых вещей, например, кипятильника или дискеты. Их реакция отлично демонстрирует как стремительно развивается мир, знакомые нам предметы вызывают недоразумение у наших детей. Изменился мир, изменились дети, изменились профессии, почему же не меняется образование.
Мы живем в интересное время, во многих сферах нашей жизни произошли кардинальные изменения. Я уверена, что через 10 лет мы увидим революцию и в образовании.
Между тем, как Назар ушел из частной школы, и до того, как пошел в DEC life school, у него был год хоумскулинга. Я прочла массу литературы об этом и узнала, что кроме хоумскулинга есть анскулинг – один из вариантов домашнего обучения, при котором ребенок не следует школьной или иной программе, на первом плане интересы ребенка.
Сейчас Гарвард и Стэнфорд приглашают к себе таких анскулеров, мол, если вы не учились в школе, приходите учиться к нам, нам не важны ваши оценки, нам важно, что вы из себя представляете, чем вы занимались эти 11-12 лет, пока другие ходили в школу, в каких проектах вы участвовали, как вы хотите изменить мир. И к ним, я уверена, в ближайшие 10 лет присоединятся другие известные вузы, что сильно повлияет на систему образования во всем мире.
Ключевым станет индивидуальный подход, ведь мы все в чем-то талантливы, и Альберт Эйнштейн правильно заметил: «Если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».
Родители играют ключевую роль в процессе образования. Современные дети открыты к новой информации и не стоит навязывать им стереотипы прошлых поколений: «Не будешь учиться – станешь дворником» или «Садик-школа-институт-работа». Сейчас для многих специальностей не нужно университетское образование. Пока студенты 4-5 лет изучают бизнес, мир, в котором этот бизнес функционирует, уже изменился, полученные знания стали неактуальными и устарелыми.
Почему-то для большинства родителей важны оценки по математике, английскому и украинскому. Мало кого интересует, что там по живописи, как ребенок в этом прогрессирует и как видит мир. Да, математика важна, но через творчество дети ищут себя и растут. Наши дети изобретут машину времени. Но, чтобы ее спроектировать, у них должно быть помимо математических знаний еще и инновационное и креативное мышление, которое можно получить только развивая их творческие способности.
Мир очень изменился с появлением Интернета и соцсетей. Наши дети продолжают получать знания из учебников, в то время как за один клик Google готов выдать тысячи ресурсов с информацией. Роль учителя сейчас должна быть другая, он уже не единственный источник знаний. Современный учитель – это проводник, ментор, тьютор, который может помочь прийти из точки X в точку Y, его задача научить критически относиться к информации, перерабатывать и применять ее.
Все образование детей должно быть настроено на развитие их навыков и компетенций, на то, что сделает их счастливыми и успешными в будущем.
Одна очень показательная история
Из 100 человек, которые оканчивали музыкальную школу, всего 2-3 играют на инструментах во взрослой жизни.
Когда нашему старшему сыну Назару было 8 лет, он занимался музыкой 4 раза в неделю. Поэтому, временно переехав тогда в США, мы стали искать для него преподавателя. Нас удивило, что американские дети занимаются музыкой 1 раз в неделю всего 30 минут. Преподаватель, которую мы нашли, объяснила, что ей не важно станут ли ее ученики известными музыкантами, ведь главное, чтобы эти занятия были для них в удовольствие и привили любовь к музыке на всю жизнь. С таким подходом ожидаемые детьми полчаса урока музыки в неделю продуктивней, чем ежедневные уроки.
Отправляя детей в школу, американские родители не говорят «Хорошо себя веди», «Не потеряй шапку», «Слушай учительницу», они говорят «Have fun» (“Хорошо тебе провести время”).
Если ребенку не навязывать знания и решения, а давать свободу выбора, то он будет выбирать согласно своим интересам и сам будет стремиться узнать больше.
Уже 18 лет наше агентство отправляет детей на учебу в западные вузы. И часто сложностью для них становится умение высказывать свое мнение и выполнять письменные задания.
В западных вузах много процессов базируется на самостоятельной работе: нужно читать много информации, анализировать ее и формировать свое мнение. И это не просто для наших детей, которых система образования не учит мыслить критически. Именно поэтому в DEC life school мы проводим дебаты, ведь это один из лучших инструментов для тренировки критического мышления.
Любознательность не надо развивать, надо просто постараться не убить в детях любовь к познанию мира, то что есть у них от природы. Не надо ничего навязывать, дайте им свободу.
Стоит показывать, что такое сотрудничество и почему так важно уметь работать в команде, ведь это один из важнейших навыков будущего.
Важно поддерживать в детях признаки амбициозности и желание стать лучше себя вчерашнего.
Эмпатия – тот навык, который надо развивать родителям и учителям в себе и передавать детям. Без умения говорить от сердца к сердцу и называть свои эмоции, без понимания потребностей под своими эмоциями, без навыка выражаться без критики и оценочных суждений в будущем будет невозможно добиться успеха. Подобные умения дадут вам возможность выйти на новый уровень коммуникаций с окружающими.
Нужно учить детей спокойно воспринимать неудачи. Они всего лишь часть пути. У нашей дочки София с рождения дух победителя, и это челлендж для нас – научить ее полюбить ошибки, как двигатель роста.
Поощряйте в детях чувство юмора, коммуникацию со сверстниками и решительность, учите мыслить позитивно. То, как вы настроите детей на жизнь, станет фундаментом для их дальнейшего развития.
Но самое главное – доверяйте детям и слушайте свое сердце. Истинное воспитание – это воспитание себя.