Minerva Project – стартап-университет, где нет лекций и экзаменов. Этой осенью он открыл первый в своей истории полноценный набор на различные специальности. Все занятия проходят исключительно в режиме онлайн, а студенты каждый год переезжают жить в новую страну и останавливаются в арендованном жилье. «Мы пытаемся дать студентам навыки для профессий, которых пока не существует, – заманивает Бен Нельсон, основатель и гендиректор Minerva. – Мы сдвигаем акцент с получения диплома на получение знаний. Мы созданы не для того, чтобы выдать вам бумажку, а чтобы вы учились».
Правда, в скором будущем Minerva начнет все-таки выдавать привычные дипломы магистра. За четыре года студенты смогут получить два диплома по специальностям, для которых требуются сходные знания. Такая система применяется, например, в Стэнфорде и Йеле.
Minerva – один из примеров того, как современные методы образования постепенно затягивают петлю на шее традиционной системы высшего образования. На первый курс Minerva поступило 130 человек из 36 стран. Они живут все вместе в арендованных домах и занимаются с помощью компьютера. Группы небольшие – не более 19 студентов. Им часто устраивают внеплановые контрольные. Каждый семестр – переезд в другой город. Занятия начинаются в Сан-Франциско, затем Берлин, Буэнос-Айрес и Стамбул.
Чем Minerva походит на другие многообещающие стартапы Кремниевой долины, так это верой в то, что существующую систему пора разрушать: мол, индустрия настолько прогнила, что проще начать с нуля, нежели заняться ее исправлением. Правда, Minerva никуда не деться от традиций: нужно получить аккредитацию как вузу и заключить партнерство с существующими вузами.
Многие эксперты согласны с Нельсоном: высшее образование уже не то, что прежде. Оно дорожает с ужасающей скоростью, студенты вынуждены годами расплачиваться по образовательным кредитам. Лекции перестали быть эффективным способом передачи знаний.
«У нынешней системы образования слишком много проблем, бросающихся в глаза, – рассуждает президент американского исследовательского института The National Center for Academic Transformation Кэрол Твигг. – Но индустрия настолько закоснела, что надежды на внутренний протест практически не осталось».
Как и игрокам других отраслей, многим вузам нелегко отказаться от статус-кво. Штатные преподаватели сопротивляются изменениям. Решения в вузе часто принимаются комитетами. Факультеты обременены фиксированными издержками. Многие под влиянием моды заводят онлайн-курсы, но главными остаются традиционные лекции и семинары. Стартапы вроде Udacity и Coursera открыли немало массовых онлайновых образовательных курсов (MOOC). Но все они нацелены главным образом на тренинги по развитию отдельных навыков, часто создаются в партнерстве с компаниями и предлагают не дипломы, а сертификаты.
Нельсон же утверждает, что создает полноценный вуз. Этот вуз нацелен именно на высшее образование и собирается конкурировать с «Лигой плюща». Своим преимуществом он видит цены – не в пример ниже, чем у классических вузов. Minerva справится даже с потоком в 5000 студентов за четыре года, уверяет Нельсон. У нее нет аудиторий и низкие постоянные издержки, так что стартап очень гибок и не боится масштабирования в любую сторону. Minerva может зарабатывать и на продаже ПО, разработанного для обучения.
Нельсон вспоминает, как на личном опыте почувствовал проблемы высшего образования, когда учился в бизнес-школе Wharton School Университета Пенсильвании в 1990-х гг. Подавляющей частью занятий были лекции. К тому же он хотел, но не имел возможности обучаться системному мышлению. После колледжа Нельсон устроился на работу на фотосайт Snapfish и дорос до его президента к тому моменту, как в 2005 г. этот бизнес был куплен компанией Hewlett-Packard.
В 2011 г. он принялся за работу над Minerva. От инвесторов вроде Benchmark Capital удалось привлечь $70 млн. Работать над проектом стали такие люди, как бывший сенатор от штата Небраска Боб Керри, экс-министр финансов США и президент Гарварда Ларри Саммерс и бывший декан Гарварда Стивен Косслин, сейчас занимающий пост декана Minerva по науке и искусствам.
Со временем Нельсон осознал, что его детищу потребуется аккредитация, чтобы бросить вызов «Лиге плюща»: «Без этого у нашего образования нет такого веса, как у других программ». Традиционный способ аккредитации – четыре года вести учебную программу, а затем ждать, пока чиновники ее проанализируют, – слишком долог для Нельсона. Вместо этого он стал партнером Keck Graduate Institute. Этот ход сделал аккредитацию вопросом считанных месяцев. Нельсон утверждает, что первый запускаемый им курс, магистр в области прикладных искусств и наук, позволит выпускникам решать не теоретические вопросы, а реальные проблемы. Но сторонники изменений в высшем образовании сомневаются, правильные ли цели поставил перед собой стартап. Профессору Гарварда Роберту Лью нравится сама идея Minerva, но появление магистерской программы он встретил со скепсисом: «Им нужно быть осторожнее – как бы не превратиться в такой же вуз старого формата, как и остальные».