Готовность образовательных систем к вызовам будущего обсуждается уже не первый год. Если проанализировать, в какой мере цели образования и методологии, компетенции и установки преподавателей, сами процессы соответствуют друг другу, становится очевидным, что образовательная система дисфункциональна во многих аспектах. Вместо подготовки к будущему современные школы самоотверженно готовят ко дню вчерашнему.
Модель «конвеерного образования» была создана в Индустриальную эпоху для масштабной подготовки рабочей силы через освоение навыков, необходимых тогда в экономике. Нужно было готовить к постоянному подчинению, к исполнительской (не творческой) работе, к умению работать по шаблону, к стандартизированным надолго рабочим процессам и т.д.
В современной ситуации глобальных и не возвратных социально-экономических изменений, такая модель не актуальна и признается всеми заинтересованными сторонами как разрушенная. Каждый элемент образовательной модели это «сообщение», которое несет образовательный посыл для учащихся, определяет условия и результаты обучения. Эти элементы включают и поведение преподавателя (есть самый умный, кто знает, что нужно делать и как это делать), и организацию учебной среды (необходимо в одно время освоить определенный объем информации всем ученикам), и содержание учебных программ (стандартные задания на основе шаблонов на сегодня составляют основу процесса обучения), и результаты обучения (устаревший набор знаний, совершенно не востребованный в будущем).
Мы не сможем научить людей сотрудничеству и совместной работе, если учим их работать по отдельности и вынуждаем соревноваться друг с другом за оценки. У нас не получится развить эмпатию и эмоциональный интеллект, если весь процесс социализации концентрирован исключительно на когнитивных способностях, исключая эмоции. Мы не в состоянии научить людей учиться всю жизнь, уметь ставить и достигать целей своего обучения, если с самого первого класса лишаем их возможности самостоятельно исследовать, не даем возможность формировать индивидуальную адаптивную учебную программу, убивая стремление следовать за своим интересом. Если наказываем за несоответствие абстрактным критериям успешности.
Я, как мама трех прекрасных сыновей, всегда пыталась максимально эффективно использовать существующие наработки школьной образовательной системы. Но уже к выходу в школу третьего ребенка, слишком поздно, если честно, поняла, что не могу ждать. Ведь школа сформирует моих детей и это мощнейший потенциал для их развития. Обучение в школе занимает много времени, а объем знаний минимален по сравнению с информацией, которая сейчас детям доступна. Более того, я не могу позволить им заработать комплексы «несоответствия». Не могу позволить осваивать навыки притворства, отсутствия инициативы, умения отключать функцию слушания, развивать навыки бездумного списывания.
Образование является неотъемлемой частью жизни – творчества, игры, работы, семьи и любых человеческих дел. В VUCA мире нельзя переложить ответственность за собственную жизнь и жизнь моих детей исключительно на внешние силы. С двумя младшими мы ушли в экстернат два года назад, создав альтернативную школу Generation 22. Формат нашей альтернативы – живой.
Будучи доцентом университета, работая всю жизнь с образовательными процессами, я поняла, что есть вещи, которые я не смогу не учитывать. Так, программу «Стандарт», которую, не смотря на ее спорность, мои дети все равно должны будут сдавать. Все мы проходили подготовку к поступлению в вуз. Так почему, зная, что официальную программу любого года школы мы можем с репетитором освоить за пару месяцев, мы не используем этого на постоянной основе?
Если еще в начале ХХ века ведущие педагоги утверждали, что наиболее эффективным и для обучения, и для формирования ценностных норм являются малые группы, мы усиленно сгоняем детей в большие классы, способствуя их де-индивидуализации.
Мы создали очень живой и гибкий формат в школе. У нас колоссальный багаж изученных подходов к школьному образованию. С командой мы пошли по пути формирования нашей, уникальной программы. Мы готовы экспериментировать и меняться, если наши гипотезы не подтверждаются.
Это школа, в которой дети учатся быть самостоятельными, принимать решения и брать на себя ответственность за свою жизнь. В команде школы 25 амбициозных, энергичных учителей, влюблённых в преподавание и науку, среди которых 13 кандидатов наук и аспирантов готовых меняться и бросать вызов, в том числе, и себе. 15 тренеров работают с гармоничным становлением молодого поколения новой эпохи. В классах до 7 учеников, это позволяет реализовать по-настоящему индивидуальных подход и, что очень важно, в таком формате нет тех, кто тихонько посидит пока другие учатся, задействованы все, каждый ученик в команде важен.
В школе внедрена и успешно работает авторская система мотивации. Мы твердо уверены, что детей нужно не заставлять учиться, а мотивировать. Мы включаем самомотивацию используя проектный и командный подходы, объединяя работу с большей свободой в ее реализации. Мы геймифицировали процесс оценивания и в течении недели ребята получают баллы, которые аккумулируют (если где-то не доработал или получил меньше баллов, можно добрать по тем предметам, где чувствуешь себя уверенно). Потратить баллы можно по разному, решение принимает сам ученик. Обучение проходит в формате интенсивов, в день изучаешь два предмета. Английского и математики по 5 часов в неделю (это два интенсива). Пятница – это день soft skills, который полностью посвящён дополнительным курсам и тренингам.
Одним из любимых форматов работы среди учеников Generation 22, является выполнение проектов. Прошлый год ознаменовался – профориентационным каналом на YouTube, а этот соцопросом «Школа глазами подростков». Ведь именно реальные кейсы прокачивают реальные навыки. В этом году мы также запускаем очень интересную программу для старшей школы. Обязательно будет подготовка к ЗНО (в команде у всех есть опыт и хорошие результаты учеников на тестировании), а кроме нее вводим 4 блока. Начинаем с профориентации (никаких тестов, только осознанный выбор), далее развитие собственного дела (индикатором успешности будут действующие бизнес-проекты учеников), еще будет ораторское искусство и блок по личностному развитию (ведь все навыки XXI века именно об этом).
Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram