Татьяна Коваленко, психолог, автор блога о саморазвитии через воспитание детей Попятам ответила на вопросы «Освіта Нова» о буллинге
Подростковая жестокость не возникает на пустом месте. По большому счету, когда это уже случилось, практически ничего уже не сделаешь. Так как это уже следствие педагогической запущенности ребенка и отсутствия адекватного воспитания. Воздействуя на следствие, сложно что-либо поменять. Беда случилась гораздо раньше. А этого никто не заметил. То ли до этого ребенка никому нет дела, то ли у родителей позиция: “накормлен, одет, в школу ходит и слава богу”, то ли сами родители демонстрируют тот тип поведения (скандалы, крики, рукоприкладство), который ребенок с успехом считывает и копирует на своем уровне.
Жестокость может пустить корни еще в самом раннем детстве. Всегда имеет значение, как на нее реагируют родители. Так уж мы устроены, что пробуем границы на прочность. Рано или поздно ребенок начнет проявлять агрессию. Гнев, раздражение, злость — это все активные негативные эмоции, которые требуют выхода. И если вовремя не научить ребенка проявлять их безопасным, социально приемлемым способом, то мы обязательно столкнемся с проблемами, особенно в подростковом возрасте. Сначала это может быть убитый жучок или птенец, только что вылупившийся из яйца. Если реакции от родителей не последует, и ребенок почувствует безнаказанность, то дальше он испытает свои силы, издеваясь или убивая животных покрупнее, например кошечку-собачку.
Если же и это ребенку сойдет с рук, он, взрослея, будет все конфликтные ситуации решать жестоко избивая, нанося увечья другим людям. В этом случае хорошо демонстрирует ситуацию поговорка: “Сила есть, ума не надо”. Ведь действительно, для того чтобы избить человека, извилины не нужны. Не нужно быть дипломатом, не нужно знать основные законы переговоров, не нужно учитывать мнение и позицию другой стороны. Все как в животном мире: кто сильнее (или кого больше), тот и прав.
У подростков, которые практикуют буллинг и жестокие издевательства не заложены основные моральные принципы, убеждения и ценности. В этом месте у них пробел. И на сцену выходят низменные инстинкты, потому что над ними нет человеческой надстройки, нет морального ориентира.
Причиной неадекватного проявления агрессии часто становится эмоциональная безграмотность.
Детей не учат идентифицировать свои эмоции, не учат способам их выражения, перенаправления. Особенно важно к подростковому возрасту подготовить детей, объясняя эмоциональное содержание отношений между юношами и девушками. Важно объяснить собственническую природу ревности и дать примеры отношений, свободных от этого чувства. Ведь бытует обывательское мнение, что ревность, это обязательная составляющая романтических отношений, убеждение, что “если ревнует, значит любит”. Нужно понимать, что даже в подростковом возрасте мозг еще полностью не сформирован, особенно по части неокортекса, который отвечает за принятие решений и за контроль эмоций. Поэтому всплеск гормонов, умноженный на ревность, сдобренный эмоциональной безграмотностью и отсутствием ценностных ориентиров может легко спровоцировать ситуацию, подобную жестокому избиению девочки в Одессе.
Конечно, когда уже ситуации запущена, как в этом случае, мало что можно сделать с этими детьми. Их можно запугать, можно оштрафовать родителей, можно проводить воспитательные беседы, но эффект будет минимальный и непродолжительный. Форма проявления агрессии уже заложена в структуре личности. Без глубокого раскаяния, без полнейшего содействия родителей (а с этим, я так понимаю, большой вопрос) и искреннего желания девочек поменяться, ничего не изменить. Все это может привести к еще большему озлоблению и укоренению во мнении, что кто сильнее, тот и прав. Нужна действительно серьезная и длительная работа с психологами, которые смогут войти в доверие к этим детям и которые смогут повлиять на их убеждения. Может помочь серьезная информационная работа с каналами, которые для подростков авторитетны и уважаемы (YouTube-блогеры, Инстаграм-блогеры).
Но лучше всего и эффективней заниматься профилактикой таких случаев. Это и психологическая работа с детьми, возможно в форме тренингов, где они будут знакомиться со своим эмоциональным миром, где будут учиться выражать негативные эмоции приемлемым способом, где будут учиться основам коммуникации, переговоров и разрешению конфликтных ситуаций. И конечно, самая главная роль в предотвращении жестокости принадлежит родителям. Но здесь возникает масса вопросов, которые не всегда разрешимы во взрослой реальности. Часто взрослые считают, что они во всем правы и не готовы менять свои стереотипы поведения и воспитания детей. И самое главное — вопрос культуры отношений. Вопрос даже не на один том умных психологических книг и не один десяток лет соответствующей социальной политики.
Вывод: выход всегда есть. Но это всегда вопрос длительной серьезной работы, требующей большого желания и не очень больших, но все же финансовых вложений. Будем надеяться, что большой резонанс, который приобрел этот жестокий инцидент, сдвинет в позитивном направлении процесс эмоциональной образованности наших подростков.