В первом классе я была безнадёжной двоечницей. Несмотря на объяснения учительницы, на уроках математики я совершенно не понимала, почему пять плюс два будет семь. И все задачки решала неправильно. Более того, я искренне недоумевала, почему двойка в дневнике — это катастрофа? Я не замечала никаких перемен в самоощущении и, приходя из школы домой, чувствовала себя всё той же чудесной девочкой Галей, как и утром. Меня поражало, почему мама так расстроена плохой отметкой в дневнике. Но я училась в советской школе, а моя мама всегда мечтала о дочери-отличнице, поэтому домашки по математике мы делали вместе. Мама часами мне объясняла, почему пять плюс два будет семь, я не понимала её так же, как учительницу, и писала неправильные ответы. Мать в отчаянии ломала руки, плакала, и так каждый день. Этот кошмар продолжался два года, в итоге я поняла, чего от меня хочет мама и советская система образования, и стала отличницей.
Сейчас родители и их дети-школьники имеют гораздо больше образовательных опций, чем жители СССР. Благодаря открытым границам и интернету у нас есть возможность узнавать, как обучают в школах за рубежом, какие инновационные методики и приёмы применяют учителя. Сегодня образование формирует общество будущего, поэтому страны соревнуются за его качество. Регулярно составляются рейтинги лучших в мире образовательных систем, и это не просто чей-то далёкий опыт, которому мы можем только завидовать. В работе зарубежных учителей находятся такие методы и практики, которые легко использовать в общении родителей и детей и выполнении домашних заданий. А чтобы не быть голословным, Фокусвыбрал практичные и лёгкие в использовании методики, которые пригодятся украинским родителям. При этом мы выбирали образовательные системы тех стран, которые стабильно входят в топ-10 разнообразных рейтингов в этой сфере.
За последние пять лет Эстония стала одним из лидеров в рейтингах образовательных систем. В частности, эстонские ученики входят в десятку лучших по результатам тестов PISA (Programme for International Student Assessment). Их каждые три года проводит Организация экономического сотрудничества и развития среди полумиллиона 15 - летних подростков из 72 стран. Эстонские дети особенно хороши в тестах по математике и естественным наукам. Чтобы добиться этих результатов, в стране реформировали советскую систему образования — изменили учебные программы, ввели понятия навыков и компетентностей, а школьные предметы преподают интегрировано. При этом учителям дали свободу в том, какие методики использовать и с какой скоростью преподавать, — в зависимости от интересов и возможностей ученика. Каждая школа составляет свою программу, в её подготовке помимо учителей участвуют сами дети и их родители. Также Эстония известна внедрением электронных технологий, в частности электронными выборами президента. Компьютерные лаборатории, онлайн-возможности широко используются и в школах. В начальной школе эстонцы отказались от оценок, и хотя тесты по её окончании всё же проводят, оценок не ставят, а тесты считают документом для учителей, а не аттестатом.
Рецепт из Эстонии. Уроки математики в эстонских школах начинаются с "разогрева". Дети не сразу погружаются в тему урока, а плавно переключают мышление на вычисления. Для этого каждый ученик в программе на компьютере начинает с простых для него упражнений и с удобной ему скоростью переходит к более сложным. Как отмечают эстонские учителя, "разогрев" позволяет за пару минут перейти от 1+1 к операциям с четырёхзначными цифрами. Эту методику легко использовать и дома, при этом она прекрасно показывает, с какой скоростью ребёнок погружается в предмет, и позволяет сделать это комфортно.
Когда речь заходит об образовании в скандинавских странах, чаще всего вспоминают Финляндию. Однако не менее успешна и Дания, которая занимает первые места в рейтингах счастья и комфортной среды для детей. Особенность датской системы образования в том, что она даёт свободу и автономность ученикам. Приходя в первый класс, родители и дети могут выбирать формат обучения, в стране равноправно действуют как стационарное, так и дистанционное образование. А если выбирают школу, то и там есть дни, когда ученик может обучаться не в классе, а в библиотеке, в сквере или саду — в месте, которое он выберет. Особое внимание в датских школах уделяют проектной работе в средней и старшей школе. А ещё учителями там могут быть и сами старшеклассники, которые на волонтёрских началах ведут факультативные предметы.
Рецепт из Дании. Каждую неделю в датских школах проходит "классный час", или Klassens Tid, но означает он совсем не то, о чём мы думаем. Датский классный час направлен на ментальное и эмоциональное развитие детей, в частности эмпатии. Происходит это так: одноклассники вместе пекут или покупают шоколадный пирог, а потом едят его и разговаривают о проблемах, которые их волнуют. Темы разговора разные — от использования мобильных телефонов до оценок и отношений с друзьями, одноклассниками и родными. Направляет разговор учитель. Для этого он использует специальные методики, ролевые игры и вопросы, чтобы общение было корректным. Эти приёмы могут быть полезны и родителям в общении с детьми. Так, датские учителя задают особым образом сформулированные вопросы о той или иной проблеме. Например, о страхах спрашивают так:
— В какие моменты ты испуган?
— Боишься ли ты чего-то ещё?
— Кто или что помогает тебе, когда страшно?
— Как ты узнаёшь того, кто напуган?
У датских родителей эти методики пользуются популярностью. Так, книга психотерапевта Ибен Сандал "Родительство по-датски", где приёмы "классного часа" описаны и адаптированы для домашнего использования, стала бестселлером.
Особенность канадской системы образования в том, что она децентрализована. В стране нет единой учебной программы, каждая провинция разрабатывает свой вариант — в зависимости от истории, культуры и состава населения. Однако общим для Канады является этническое разнообразие общества и значительный поток эмигрантов, поэтому во всех регионах страны много внимания уделяют грамотности, причём разным её видам. Повсеместно преподают как финансовую и медиаграмотность, так и буквальную — то есть учат английскому и французскому языкам. А для детей эмигрантов предусмотрены подготовительные курсы, чтобы они могли комфортно адаптироваться в школе. Кроме того, в Канаде практикуют специальные техники совместного чтения, понимания и обсуждения текста. Поэтому ученики этой страны входят в тройку лидеров PISA в тестах по функциональному чтению. Они состоят в том, что ученик не просто читает текст, но должен понимать его настолько, чтобы найти в нём информацию для решения конкретно поставленной задачи.
Рецепт из провинции Онтарио (Канада). В тамошних школах практикуют совместное чтение и обсуждают прочитанное. Начинается всё с прогнозов: учитель показывает детям обложку, они читают название, разглядывают рисунок и выдвигают свои предположения, о чём написано в книге. Затем учитель читает текст первой страницы и спрашивает детей, что они узнали из этого текста, какие слова для них новые. Отдельно обсуждают интересные для детей слова и что они означают. Вторую страницу читают совместно: учитель вслух, а дети "про себя", и снова обсуждают по тому же сценарию. Далее дети читают несколько страниц самостоятельно и обсуждают с учителем, о чём эта книга и сбылись ли их прогнозы, которые они делали, глядя на обложку.
Среди азиатских образовательных систем эталонной считается сингапурская, однако в тройку лидеров входит и Гонконг. В целом азиатское образование критикуют за слишком большой объём программ обучения и обилие тестов, которые загоняют учеников в стресс. Но у азиатов есть и полезные практичные находки. К примеру, особенность школьных программ в Гонконге — предмет "либеральные исследования". Его изучают на протяжении всех лет в средней и старшей школе, а по её окончании обязательно сдают экзамен. "Либеральные исследования" — это интегрированный курс, который включает в себя историю, политику и различные аспекты жизни в Гонконге: от системы здравоохранения, урбанизма и технологий до экологии и локальной самоидентификации. В этом курсе наравне с академическими знаниями прописаны навыки, которыми должен овладеть ученик, в частности, саморазвитие, критическое мышление, толерантность, постановка целей и решение проблем. Обучение стараются проводить на максимально бытовых и актуальных примерах — от птичьего гриппа и мультфильмов "Диснея" до проблемы транспортной развязки между определёнными улицами в городе.
Рецепт из Гонконга. Учителя, которые преподают "либеральные исследования", пользуются широким спектром методик. В том числе они делают полезной привычку учеников "сидеть в интернете". К примеру, для развития критического мышления и навыка анализа информации ученикам предлагают выбрать любую интересную им новость или заметку и написать о ней комментарий любого объёма. Вторая фаза проекта — написание комментария к новости по теме, которую ребёнок сейчас изучает в школе. В процессе учитель с учениками обсуждают, что они узнали из этих заметок, каково их мнение и как его лучше сформулировать. Третий этап — ученик выбирает ещё одну новость, тоже по текущей теме изучения в школе, пишет к ней комментарий, но уже с учётом знаний и навыков, полученных в обсуждениях с учителем. С неменьшим успехом гонконгские учителя используют местные сериалы и популярные песни, к которым дети пишут свои комментарии, а также обсуждают местный менталитет.