Вечно недовольные и разгневанные подростки – та еще головная боль родителей. Что греха таить — мать и отец часто сами выходят из себя, когда начинающий взрослеть ребенок повышает голос или неуважительно общается с ними. Но хорошая новость в том, что подростки могут научиться управлять гневом не хуже взрослых. Для этого нужно помнить несколько важных тезисов
Гнев – вполне нормальная и естественная эмоция. В ней ничего предосудительного. Гнев дан человеку как индикатор чего-то, что его не устраивает, нарушает его границы, ставит под сомнение его ценности.
Спрятанный или невысказанный гнев создает большие проблемы в будущем – депрессию, склонность к азартным играм или алкоголю.
Обучение управлению гневом – необходимый этап процесса взросления ребенка и именно вы как родитель призваны помочь вашему сыну или дочери стать хозяином этой эмоции, а не слугой.
Для начала нужно помнить: гнев – это внешнее проявление другой эмоции – страха, ненависти, обиды или чего-либо еще. Гнев – это ветви дерева, нужно найти в чем корень. Возьмем, к примеру обычную ситуацию для подростка. Ваша дочь призналась своей однокласснице, что ей нравится один из парней в классе. Подружка рассказала остальным и теперь над вашей дочкой все посмеиваются. Можете себе представить какой букет эмоций теперь обрушился не неокрепшую детскую психику? Горечь потери – она уверена, что парень теперь точно не позовет ее на свидание. Боль предательства – она выдала секрет подруге, а то разболтала всем. Беспомощность – она хотела бы сделать так, чтобы всего этого не произошло, но прошлое не изменишь. Ее обуревает гнев не только из-за поступка подружки, но из-за всех последствий, с которыми пришлось столкнуться.
Вашей дочери придется в жизни сталкиваться со всеми этими чувствами. И если вы поможете ей докопаться до причин гнева, вы тем самым откроете ей глаза на то как возникают такие чувства и тем самым дадите ей первый инструмент управления своими чувствами.
Гнев начинается с мыслей, потом проявляет себя в чувстве и только после этого – в словах или действиях. Измените хоть один из этих трех этапов – и вы научитесь управлять гневом. Опять пример из общения с подростком. Вы сказали, что сын должен вернуться домой к 22.00, а он приходит в 23.30. Гневные мысли – тут как тут: «Опять он хочет показать, что ему плевать на мои слова, опять он возомнил себя особенным и проявляет неуважение ко мне». После этого вы наверняка почувствуете обиду и раздражение и к моменту, когда парень появится в дверях вы будете готовы наорать на него. И сказать много того, во что вы на самом деле не верите и о чем потом пожалеете. Все потому что началось все с мысли, перетекло в чувство, а потом и в действия. А это тоже, кстати, будет для него уроком – но очень плохим.
Важно изменить все еще на уровне мыслей. Вместо накручивания себя о том, как ребенок вас не уважает полезно вспомнить, что все подростки постоянно проверяют семейные границы и правила, которые устанавливают родители. Тестируют их на прочность. И это нормальное поведение для их возраста. Дело не в каком-то там неуважении, а в том, что научить ребенка уважать границы – это тоже одна из задач родителей. Вместо того чтобы терзать себя мыслями о том, «Как он так посмел!», лучше спокойно подумать о том, как научить его соблюдать правила в семье. Избрать более рациональный тип реакции не его поведение. Помня о особенностях характера парня. Убирая гневные мысли вы тем самым делает невозможным и другие проявления гнева.
Теперь поговорим о проявлении гнева самими детьми. Если ваш ребенок расстроен, то важно для начала назвать само чувство заметить его. «Я вижу, что ты очень сердишься» или «Я понимаю, что ты очень расстроен». И никакого осуждения, только описание, только констатация факта. Ваша задача – раскопать корни этого гнева. Но для начала нужно, чтобы ребенок хотя бы немного успокоился и заметил, что он во власти слабо контролируемого раздражения. Для этого существует много техник и приемов. Но на будущее стоит научить такому приему:
Научите ребенка осознавать: «Когда я (действие), то я чувствую (эмоция)». К примеру, та же история с дочерью и ее болтливой подружкой может быть осознана так: «Когда ты выдаешь мои секреты, я чувствую боль и обиду». Психологи называют это «Я-сообщение», то есть способ выражения эмоций, который исключает осуждение других людей и смещает акцент на вас лично. Тем самым человек привыкает брать на себя ответственность за свои чувства. Донесите до детей важную мысль – никто не может вызвать в тебе гнев. Потому что никто не может приказывать тебе какие чувства тебе нужно испытывать. Единственный человек, который может менять твои чувства – ты сам.
Каждый раз, когда вы учите детей замечать откуда, взялся гнев, вы помогаете им справиться с этой эмоцией в следующий раз. Осознание начинается с принятия своих чувств, предоставление себе права их переживать. Научите их пяти шагам управления гневом:
1.Признайся самому себе, что ты испытываешь гнев.
2.Разреши себе его почувствовать и не осуждай себя за это.
3.Дай себе время немного остыть. Посчитай до 10, или вспомни молитву или используй замедленное дыхание.
4.Опиши что тебя разгневало, что прячется за этим гневом и какой урок ты вынес из этой ситуации.
5.Прими решение – какое теперь ты хочешь испытывать чувство обо всем, что произошло.