По данным ВОЗ, Украина занимает четвертое место в Европе по уровню проявления агрессии среди подростков и девятое — по числу жертв буллинга. Травле и издевательствам подвергается каждый четвертый ребенок. Исследования, проведенные ЮНИСЕФ, свидетельствуют, что в Украине с буллингом сталкивались 67% детей в возрасте от 11 до 17 лет. При этом 48% жертв о насилии и травле никому не рассказывали.
Буллинг (от англ. bully — хулиган, драчун, насильник) — это психологический террор, избиение, травля одного человека другим.
Буллер (или агрессор) — это не всегда ребенок из неблагополучной семьи. По статистике часто буллерами становятся дети с задатками лидера, из хороших семей, но с "неблагополучием" в нравственной сфере, в развитии эмоционального интеллекта, с повышенной физической активностью и большими претензиями к миру.
Свита буллера — ближайшее окружение агрессора, которое одобряет его действия.
Наблюдатели — дети, которые не участвуют напрямую в агрессии и травле, но также ничего не предпринимают для изменения ситуации. Они тоже получают серьезную психологическую травму. Чаще всего именно представитель этой группы, переборов страхи, решается рассказать о существующей проблеме взрослым.
Жертва — ребенок, который чем-то отличается от большинства. Причем единственный критерий отличия — "он другой".
Буллинг может сегодня проявляться в разных формах. Оскорбления, угрозы, неприятные комментарии о внешности, национальности, физических особенностях и прочие запугивания с помощью слов — это вербальный буллинг. Физический — частые удары, пинки, подножки, толчки, нежелательные прикосновения. Запугивание через изоляцию, например, дети не пускают одного из учеников за обеденный стол, не позволяют присоединиться к игре или общему проекту, — буллинг социальный. А письменные оскорбления, распространение слухов и ложной информации посредством электронной почты, текстовых сообщений и постов в социальных сетях иначе называются кибербуллингом.
Определить, что ребенок страдает от буллинга в школе или, к примеру, в кружке, можно через несколько признаков:
- снижение аппетита или переедание;
- частое ухудшение настроения без видимого повода;
- поиск причин, чтобы не идти на занятия, тренировки или прогулы;
- отсутствие общения с одноклассниками во внешкольное время;
- "случайная" порча или потеря вещей, одежды, гаджетов;
- отсутствие желания посещать школьные мероприятия;
- критика того, что ранее считал ценным;
- просьбы о покупке дорогих вещей с целью "повысить статус".
Каждый из этих признаков в отдельности может говорить и о других причинах такого поведения ребенка — влюбленность, подростковый переходный возраст и т. д. Но если у него проявляется несколько из этих признаков, ему точно необходима помощь и поддержка близких взрослых. Чтобы помочь ребенку в этой ситуации, есть два пути: профилактический и постсобытийный. Начнем с профилактики. Вряд ли кто-то будет спорить о том, что лучше предотвратить событие, чем потом разбираться с последствиями.
Независимо от того, замечают ли родители у ребенка какие-либо признаки "пострадавшего", его нужно учить правильно реагировать на агрессию и формировать навыки общения в конфликтных ситуациях. Для примера приведем несколько возможных вариантов:
• Исключить в корне возможную травлю можно через игнорирование мелких провокаций — для этого нужно развивать в ребенке выдержку и хладнокровие (за один день это не делается).
• Правильная реакция на критику, независимо от того, справедлива она или нет, поможет избежать психологической травмы и даже физического конфликта — драки. Например, если ребенку говорят: "Ты слабак". Вместо того чтобы бросаться с кулаками на обидчика, можно сказать "Да, я не такой сильный, как ты". Или на фразу "Ты дурак" ребенок может ответить "Ты можешь думать именно так. Я не могу тебе это запретить".
• Ребенка нужно научить проявлять свое возмущение и гнев не "портфелем по голове", а человеческим способом — всегда полезно сказать вслух о своей злости и недовольстве ситуацией или словами.
• Родителям важно донести ребенку мысль о том, что если о нем говорят плохо, это не значит, что он плохой. Эти слова характеризуют в первую очередь того человека, который их говорит — только несчастный человек будет самоутверждаться за счет другого.
Если, несмотря на все усилия, вы заметили какие-либо признаки того, что ребенок стал жертвой буллинга в школе, пора переходить к активным действиям. Запаситесь терпением — этот процесс не простой и не быстрый. Алгоритм действий следующий:
a. Скриншоты сообщений с оскорблениями, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, фотографии порванной одежды и школьных принадлежностей.
b. Записать аудио- или видеоролики в моменты травли (эти съемки не запрещены, поэтому на все просьбы прекратить снимать, можно не реагировать; на том же основании нас снимают на камеру в магазинах).
c. Проанализировать аккаунты буллера в соцсетях. Это поможет при составлении характеристики.
Расскажите подробно о ситуации и постарайтесь составить план действий решения проблемы.
a. Психолог или психиатр даст заключение о сложном психологическом состоянии и моральном духе ребенка.
b. Юрист проконсультирует по юридическим вопросам. Особенно это важно, если ситуация сложная и агрессивная.
Именно писать, а не вести устные беседы:
a. Директору школы.
b. (если не помогло) В комиссию по делам несовершеннолетних; в управляющий комитет школы.
c. (если не помогло) Направить жалобу о бездействии вышеописанных учреждений в Департамент образования; прокуратуру; уполномоченному по правам человека в регионе.
Тут уж решать только родителям. Если решите подавать в суд, собирайте все квитанции на медикаменты, прописанные психологом и врачом-педиатром, квитанции на оплату приемов у специалистов (врачи, психологи, юристы), на репетиторов (если привлекали их в связи с пропусками уроков в школе), на испорченное имущество, за моральный вред (здесь главное не преувеличить сумму, а постараться оценить реальную ситуацию). Чтобы правильно подать иск, обратитесь к юристу.
Часто этот шаг помогает решить проблему еще до подачи заявления в суд — многие инстанции начинают действовать только после того, как увидят упоминание о себе в СМИ или соцсетях, а родители буллера могут начать задумываться о сложившейся ситуации и воспитании своего ребенка.
Общаться с ребенком, объяснять, поддерживать, развивать в других направлениях и с другими людьми.
К сожалению, основными причинами распространения буллинга в школах является поведение взрослых (оскорбления, скандалы, конфликты, осуждения, сплетни, унижения), которое постоянно видят и перенимают дети, а также то, что ситуация травли часто не воспринимается серьезно. Даже ребенок, который поддается издевательствам, считает, что это временно и можно просто потерпеть. А когда все заходит слишком далеко, у него может не хватить сил попросить взрослых о помощи.
Если каждый случай агрессивного поведения в семье и в школе будет восприниматься, как трагедия и реагировать на нее будут быстро и адекватно, скорее всего, количество подобных случаев уменьшится в разы. Если же на это явление продолжать закрывать глаза, "вирус" будет распространяться в геометрической прогрессии.