Светлана Залужная, директор DEC Life School, во время выставки «Образование за рубежом» рассказала, почему возникают проблемы в общении между родителями и учителями, или даже администрацией школы, и что могут сделать обе стороны, чтобы наладить эти отношения.
«Когда я общаюсь с педагогами в школах разного формата – и государственных, и частных, и альтернативных, узнаю, что их самая большая точка боли – отношения с родителями», – говорит Светлана.
Если проблема одинакова для всех, значит, проблема не в конкретной школе или родителе, а нашего общества в целом, на уровне социальной составляющей.
Отношения родители - школа всегда обозначаются как сложные априори.
Интересно, что при такой ситуации у родителей и учителей в школе схожие потребности.
Потребности родителя
Потребности учителя
Забота о ребенке
Забота о ребенке
Желание установить связь
Желание установить связь
Принадлежность к группе
Принадлежность к группе
Любовь к своему ребенку
Любовь к своему делу
«Я хорошая мама» – самореализация
«Я хороший педагог» – самореализация
Если у обеих сторон одинаковые потребности, почему между ними нет взаимопонимания? В центре этих отношений стоит ребенок. Почему же часто ребенок становится центром раздора, а не объединяющим фактором? Чем это обусловлено?
1. Мы, родители, редко приходим в школу с каким-то позитивным посылом.
Всегда визит родителя в школу сопряжен негативным окрасом. Нет в нашей культуре привычки говорить учителю, что «мой ребенок сегодня с удовольствием встал и пошел в школу», или «мой ребенок говорит, что ему нравится ваш предмет».
Родители не говорят о позитивных мелочах, при этом всегда приходят на конфликтную ситуацию. Это касается и учителей, которые тоже не говорят о позитивных мелочах в случайном общении с родителем.
2. Мы не умеем ясно и четко просить, конструктивно критиковать.
Мы общаемся эмоционально и не умеем давать конструктивную критику. Мы редко говорим, какие конкретно слова или поступки учителя нас не устраивают, а выливаем эмоциональный поток слов без какой-то ясности в ситуации.
Примерно 1,5 года назад в DEC Life School начали внедрять метод ненасильственной коммуникации (ННК). Заключается он в том, чтобы все наши эмоции и чувства, в том числе критику и осуждения перевести на умение человеческим языком выразить свои потребности – что мне на самом деле нужно, какие ощущения я испытываю в этих ситуациях. Этот метод школа активно применяет как в отношениях учитель-ученик, так и школа-родитель.
Одно из правил ННК – 9/1. Чтобы пережить 1 конфликт между любыми людьми и повысить шансы услышать друг друга в нем, нужно до этого прожить как минимум 9 позитивных разговоров на разные темы.
В нашей же культуре отношений родители - учителя не создается депозит хороших отношений. Мы встречаемся только по плохим поводам, и часто родительские собрания превращаются в контейнеры таких поводов.
В DEC Life School верят, что родительские собрания – это зло, потому что:
Они бывают редко. На них говорят только о трудностях. Нет личного контакта, который нужен каждой стороне – и родителю, и учителю. Стыд и уязвимость для всех сторон. Сравниваем детей. Потеря времени. Все вопросы «в одну кучу».Родительское собрание – это сплошная негативная эмоция для родителей. Они вызывают ощущение, что ты оголяешься в присутствии других людей и слушаешь то, что тебе иногда неприятно слышать, потому что открыто обсуждаются достаточно личные вопросы. К тому же, приглашая родителей на час-два в школу, пытаются решить все вопросы сразу – и образовательные, и организационные. При этом настоящая потребность и родителей, и учителей – быть увиденным и услышанным, говорить о ребенке, узнать или рассказать о нем что-то новое – остается открытой.
Как общение с родителями организовано в DEC Life School:
Индивидуальные встречи с каждой семьей. Индивидуальные встречи с каждым учеником. Личные встречи с тьютором или наставником школы для родителей. Родительский клуб (для родителей, которые хотят участвовать в жизни школы).«Родительские собрания мы заменили на индивидуальные встречи. Мы как школа готовимся к каждой встрече с родителем. И учим родителей тоже готовиться к этой встрече, чтобы она была конструктивной, каждый мог сказать все, что хотел сказать друг другу. И чтобы она имела как можно меньше эмоционального окраса», – говорит Залужная.
Есть много педагогов, которые отлично знают свой предмет и умеют его доносить. При этом они абсолютно не обучены обычной коммуникации между людьми. Нас никто этому не учил. «Потому в своей школе мы целенаправленно обучаем учителей коммуникации. И нам не стыдно признаться в этом. Никто не готовил нас к тому, чтобы вести переговоры и строить отношения с родителями. Это – новый навык», – говорит Залужная.
3. Не умеем благодарить.
И это не требует дополнительных разъяснений.
Госсистема быстро не изменится, чуда ждать не стоит. Ввести индивидуальные встречи с родителями, слышать абсолютно каждого родителя – это иллюзия в рамках госшколы, и все это понимают. Так что уже сейчас можно сделать и внедрить в жизнь?
Навык коммуникации – это навык XXI столетия, которому мы должны обучить наших детей. А чтобы научить кого-то, надо и самим этим навыком овладеть.
Если родители начнут менять родительские коммуникации, своим же примером они могут обучить этому и учителей, и детей. Другими словами, можно своим примером показать, как бы вы хотели, чтобы с вами общались. Не ожидать от учителя, а взять ответственность на себя.
Нужно учить себя давать позитивную обратную связь учителю. «Мы не привыкли замечать хорошее и давать этому оценку», - говорит Светлана. Вы можете начать благодарить учителей за то, что конструктивно было хорошо – что ребенку нравится, чему научился, в чем позитивные изменения. Это уже однозначно создает другую культуру общения. И без этого пункта невозможны какие-либо изменения.
Мы приходим в школу и говорим: «Моему ребенку не нравится преподаватель по английскому языку. Ему на уроке скучно». Это – неконструктивная критика. Критика и осуждение мешает реальному обсуждению вопроса и поиску решения, потому ее лучше из диалога убирать. Как же сказать иначе?
Например: «Мой ребенок говорит дома, что последние две недели на уроках выходил в туалет 15 раз, из чего я делаю вывод и предполагаю, что ему неинтересно».
Когда мы не требуем и не критикуем, а выражаем свою настоящую просьбу помочь разобраться в вопросе – это меняет окрас диалога. Рождает возможность решить проблему.
«Для разрешения таких вопросов мы в школе, и я лично со своими детьми, используем инструмент наблюдения, который называется «360 градусов», – говорит Светлана. Как это работает?
Приходит ребенок домой и говорит: «Меня били». Мы как родители переживаем, потому что это вопрос безопасности, а мы хотим заботиться о ребенке, и тут же начинаем действовать.
Новое предложение – исследовать ситуацию. Мы безусловно верим своему ребенку, но не всегда его слова стоит принимать за истину. Если происходит подобная ситуация, стоит подробно расспросить о ней у ребенка, потом – у друга ребенка, затем у одного учителя, другого. И в результате получить полную картинку ситуации. Часто она вырисовывается совсем не такой, как описывал наш ребенок.
Для того, чтобы успешно применять этот инструмент, надо дать время учителю в школе, чтобы он разобрался, а родителю нужно терпение – не реагировать моментально, а вникнуть и увидеть всю проблему.
«Намерение – это 90% успеха. Если намерение направлено на то, чтобы разобраться в ситуации, а не критиковать и быстро решить вопрос, тогда есть шанс, что все получится», – говорит Светлана.
Важно говорить, какие конкретные слова и действия учителя вас раздражают, напрягают, пугают. «Перед тем, как прийти в школу или звонить учителю, рекомендую написать и несколько раз переписать текст беседы, чтобы постепенно убрать из него все эмоции и докопаться до ответа: «А что же я действительно хочу сказать этому человеку?», «Почему для меня это важно?», «Почему для моей семьи это недопустимо?» Разобраться и сказать конкретно, что именно меня, как родителя, не устраивает», – советует Светлана.
Меняя личную коммуникацию со стороны родителей, могут измениться отношения и со стороны учителей. Так сформируется новая модель отношений учитель-родитель.
«Я не верю, что просто произойдет чудо и благодаря реформам сотни тысяч преподавателей начнут понимать родителей, или наоборот. Гораздо выше шансы, если каждый родитель начнет с себя, нового формата коммуникаций, и обучит учителя. Когда другой человек понимает, что к нему приходят с конкретным человеческим запросом для своего ребенка и говорят об этом человеческим языком, он точно изменится», - говорит Светлана.