Человек открывший для меня истинное понятие «привязанности в жизни ребёнка» – Гордон Ньюфелд. 10 октября он выступил в Киеве с семинаром "Школа без цькування". Это неописуемое чувство смотреть и слушать Учителя, клинического психиатра, психолога и настоящего практика.
Гордон Ньюфелд работал в тюрьмах с подростками, исследовал причины их «бесчувствия», неумения доверять и быть в привязанности, возникновения агрессии и нежелания заботиться о других.
Оказалось, что дети, сидевшие за преступления в тюрьмах, совсем отказываются от своих чувств. Так легче прятаться от боли и собственной уязвимости.
Культура ценностей и отношений в обществе поменялась. Взрослые все больше стремятся сделать детей самостоятельными и все меньше создают условий для безопасной «зависимости» в отношениях взрослый – ребёнок.
Нарушена иерархия общения, когда ребёнок точно знает своих заботливых взрослых – папу, маму, бабушку, дедушку. Культура в семьях и стране видоизменяется.
Привязанность – жизненная необходимость человека. Мы все хотим, чтобы о нас заботились, и абсолютно у каждого ребёнка есть этот инстинкт – заботиться о других.
Учителя должны задавать себе вопрос «Делаю ли я привязанность безопасной. Может ли ребёнок чувствовать себя в спокойствии, если зависит от меня?».
Мы постепенно теряем традиции и сценарии в обществе, которые способствуют развитию формирования привязанности ребёнка к родителям, к учителю, к альфа-взрослому.
Дети все больше привязываются к своим сверстникам и значит не решают свои проблемы, а лишь накапливают тревогу. «Черствое сердце» менее уязвимо, таким образом дети хотят защитить себя.
Они убегают от чувствительности и уязвимости, и мы не можем увидеть за всем этим настоящего человека.
Дети теряют свои чувства, чтобы избежать боли и грусти.
Задача взрослых, задача школы и учителей сделать так, чтобы чувствовать стало безопасно. Быть открытым стало безопасно.
В школах Канады уже внедряются программы по предотвращению буллинга, в ходе которых у детей развивается эмпатия. Детей учат заботиться о других и при этом испытывать нежные чувства. Например, 5-й класс заботится о 2-м классе. Дети имеют общие проекты и задачи. В контакте они обретают понимание, что «заботиться о ком-то – это приятно». Дети учатся быть заботливой Альфой.
И много игр. Игра, как безопасное поле для нового опыта разных чувств. В игре с чувствами безопасно знакомиться. Игра снимает защиты мозга, открывает и смягчает сердце, наполняет ребёнка новым потоком чувств и эмоций. Игра приглашает ребёнка доверять и зависит от кого-то.
И очень важно, по мнению Гордона Ньюфелда, менять школьную культуру для настраивания отношений между детьми.
Кстати, в школах с детским хором буллинга нет, отметил Ньюфелд. Дети объединены общим делом, пропускают через пение поток разных чувств, не боятся быть уязвимыми и с мягким сердцем.
И большое внимание стоит уделить творчеству и искусству в школе. Дети, которые задействованы в драматических театральных кружках, умеющие примерять на себя разные роли, не будут заниматься буллингом, ведь их сердца смягчены и открыты к отношениям в мире людей.