11 октября я побывала на семинаре Гордона Ньюфелда "КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ. Дисциплина без нарушения отношений".
Уже в самой теме ключ-подсказка. Дисциплина – это не ПРЕПОДАТЬ РЕБЁНКУ УРОК! Задача взрослых понять – какая эмоция движет этим ребёнком. Если родители повышают свой голос на ребёнка, пытаясь исправить его плохое поведение, они лишь усиливают тревогу, так как такие действия сразу поступают в эмоциональный мозг ребёнка. А префронтальная кора у детей только формируется. И ему сложно различить эмоции от поведения. Хотя взрослые думают, что это не так и дети живут такими же процессами, как взрослые, что ребёнок это «взрослый в миниатюре».
У родителей должна быть в отношениях ценность "НЕНАСИЛИЕ". Есть атакующая энергия, которая связана с эмоциональной фрустрацией и дети не всегда знают и понимают, что с ними происходит. Поведение – это уже СЛЕДСТВИЕ этой фрустрации. Взрослый который кричит и бьет ребёнка, пытаясь повлиять на его поведение, тоже проживает ФРУСТРАЦИЮ и БЕССИЛИЕ.
Читайте также: Гордон Ньюфелд: «Отношения имеют значение»
Забирая у ребенка "ценное и важное" в качестве наказания, Родители ошибочно подливают масла в огонь агрессии и ещё больше увеличивают фрустрацию ребёнка. Взрослым нужно поменять мышление. Насильственные методы и жёсткие запреты лишь вызывают в ребёнке инстинкт сопротивления. Мы, взрослы,е взываем к префронтальной коре ребёнка. А кора у детей ещё не сформирована.
Родители задаются вопросом «Как сделать его поведение хорошим? Как исправить ребёнка?». На неправильные вопросы мы получаем неправильные ответы. Нам стоит задать вопрос «Какая эмоция ребёнка движет его к такому поведению?».
В первую очередь нужно сформировать с ребёнком безопасную и крепкую привязанность. Показать ему, что он сейчас рядом с заботливым взрослым. И этот взрослый эмоционально зрелый человек, а значит его намерения по отношению к ребёнку – НЕ НАВРЕДИТЬ ОТНОШЕНИЯМ.
Если ребёнка наказывают отношениями «Уйди! Ты такой плохой и нам не нужен!», то это лишь усиливает чувство тревоги и противления в поведении. Детский мозг ставит защиты – не чувствовать, не ориентироваться на своего взрослого. Есть дети, которые даже на громкий грозный голос не реагируют уже. Такие дети не говорят своим взрослым: «Мне страшно. Я волнуюсь. Я боюсь. Мне тревожно.». Нервозный и грозный взрослый рядом вызывает у ребёнка защитное подавление чувств. Ребёнок уже не ориентируется на него. Когда в школе между учителем и учеником нет привязанности, то такие дети, образно говоря, "смотрят в окно".
Читайте также: Анна Покровская: "Наша задача – помочь справиться ребенку с его эмоциями»
С родителями и учителями ребенок должен ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ В БЕЗОПАСНОСТИ! С родителями и учителями должно безопасно плакать. Воспитание без слез – бессмысленно. Бить ребёнка – примитивный способ, от которого детское сердце ЧЕРСТВЕЕТ.
Если ребёнок с вами плачет, значит, он доверят вам свои слёзы. Мы многое не можем изменить в этом Мире. Ребёнок на многое не может влиять в своей жизни, его СЛЕЗЫ ТЩЕТНОСТИ – это путь к адаптации и восстановлению. Это его способ СМЕШАТЬ ЧУВСТВА «хочу, но не могу этого». Дети в тюрьмах не плачут, они потеряли свои слёзы. Если ребёнок не плачет, значит он не может адаптироваться, он застрял в своих эмоциях, он не может справиться.
Чтобы сохранить свою пластичность мозга, ребенок должен НАЙТИ СВОИ СЛЁЗЫ. И лишь в наполненной безопасностью привязанности со своими взрослыми эти слёзы тщетности у детей появятся.
Детям очень не хватает этого моста отношений «Все хорошо, я все равно твоя мама!». Детям не хватает этого с учителями в школе, не чувствовать себя отверженными. Они должны знать, что отношения – это навсегда.
В Украине и в Канаде есть нехватка традиций и ритуалов. Придумайте какой-то ритуал, не командуйте. Дисциплина это не навредить, а уменьшить вред. Действуйте медленно, не старайтесь продавить. Нам нужно поменять условия, обстановку, а не поменять ребёнка. Ведь наша задача ЗАБОТИТЬСЯ о детях.
Читайте также: Дети теряют свои чувства, чтобы избежать боли и грусти