Osvitanova.com.ua

Часто родители, приходя ко мне на консультации, задают вопрос: "Нужен ли их ребенку детский сад и если да, то в каком возрасте лучше отдавать?".

Давайте обсудим, что даёт ребёнку детский сад:

- Возможность общаться со сверстниками (коммуникация/социализация).

- Общение со взрослыми, но не родителями. Опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями.

- Обучение определённым правилам поведения в группе. Соблюдение этих правил.

- Развитие (физическое, интеллектуальное, психологическое).

Это то, что на мой взгляд, должно мотивировать родителей отдать ребёнка в детский сад. Если же вы делать этого не хотите, то я рекомендую восполнить эти пункты кружками/занятиями/секциями/прогулками и играми на детских площадках.

Что касается оптимального возраста для «хождения» в детский сад то это 3-4 года по ряду причин:

- Интерес к другим детям просыпается именно в этом возрасте.

- Желание играть в ролевые игры, а главное обучаться во время игры тоже формируется в этом возрасте.

- Речь ребёнка достаточно развита и понятна, окружающие без труда понимают его.

- Возрастные кризисы позади, с 3-4-летним ребёнком гораздо проще найти общий язык, нежели с 2-3-летним.

- К этому возрасту у малыша уже развиты социально-бытовые навыки и среди сверстников и детей постарше он будет чувствовать себя на равных.

 

Буду откровенна, не так важен возраст, как наличие тех или иных навыков, показателей готовности малыша остаться без родителей на длительное время. Отмечу, что подготовленные дети легче проходят процесс адаптации к садику.

Поэтому, если вы все же решили отдать ребенка в садик, постарайтесь за несколько месяцев ДО привить ему следующие навыки:

1. Самостоятельность. Поощряйте в ребёнке инициативность, важно научить его:

- раздеваться/одеваться (3 года);

- завязывать шнурки, застегивать/расстёгивать молнии;

- пользоваться ложкой/вилкой;

- попроситься и сходить в туалет (на горшок). От подгузников рекомендуется отказываться уже в полуторагодовалом возрасте.

2. Коммуникация. Готовьте малыша к общению со сверстниками, чаще ходите на детские площадки. Подавайте пример, учите его знакомиться и общаться со взрослыми в том числе.

3. Режим. Подкорректируйте домашний режим. Сделайте его похожим на детсадовский распорядок дня.

4. Пищевые предпочтения. Зачастую ребёнок отказывается есть детсадовскую пищу. Поэтому приблизьте домашнюю еду к садиковской – введите овощные супчики, запеканки, фруктовые салаты.

Старайтесь выработать у ребёнка положительное отношение к детскому саду, транслируйте ему уверенность и тогда адаптация пройдёт быстро и безболезненно.

 

Ещё один популярный вопрос среди родителей: «Как понять, хорошо ли проходит у ребёнка адаптация к детскому саду?».

Ребёнок, плохо привыкающий к детскому саду не всегда показывает это открыто. Он может вести себя как обычно, но переживания будет выражать косвенным путём. Самая распространённая форма пассивного сопротивления малышей – частые простудные заболевания.

Обязательно обращайте внимание на сон, аппетит ребёнка и его поведение по вечерам после садика.

В среднем адаптация длится 3-4 недели и если к этому времени ваш малыш не «смирился» с садиком (сниженный аппетит, трудности с засыпанием, плачь по ночам, частые капризы), то можно говорить, что малыш плохо адаптируется к детсаду.

В этом случае, постарайтесь смягчить травмирующую ситуацию, то есть для начала оставляйте его там не на целый день, а на полдня, не пять раз в неделю, а три.

И последний вопрос, на который мне хотелось бы ответить в этой статье: «Как помочь малышу адаптироваться непосредственно в детском саду?».

Итак, если вы отдали ребёнка в садик и заметили, что ему сложно или у него вообще нет желания ходить в садик, то попробуйте воспользоваться моими советами:

- Дайте ребёнку с собой в садик своеобразный талисман (свою личную вещь), с ней в руках ему будет проще успокоиться и отвлечься от разлуки с мамой.

- Если каждое утро начинается со слез и нежелания отпустить маму, то пусть в детский сад отвозит малыша папа.

- Придумайте утренние ритуалы, поднимайте настроение малышу с утра. Утро не должно ассоциироваться с чем-то сложным и невыносимым.

- При прощании, четко объясните, когда вы его заберёте и НЕ ОПАЗДЫВАЙТЕ. Это непозволительно. Лучше раньше прийти и подождать.

- Чтобы ребёнок не «подключался» к чужим эмоциям, если в группе есть детки, у которых схожая ситуация, то приводите своего в другое время. Важно, чтобы он не видел страданий других детей.

- Будьте уверены в своих действиях. Вы все делаете правильно. Дети чувствуют эмоциональное состояние своих мам, так что тревога и паника – не лучшие помощники в этом деле.

- Читайте сказки о детском садике, общайтесь с другими детьми, которые ходят в него и делитесь своим положительным опытом.

Также, если в силу психологических особенностей ребёнку сложно остаться без мамы, я рекомендую посетить психолога или записаться на детские групповые тренинги. Сейчас в моей Академии детской психологии и развития актуальны следующие программы:

Развивающие занятия для младших школьников "Happy Lessons" и  Развивающие занятия для детей дошкольного возраста "Happy Nation"

Поширити у соц. мережах: