Не устаю повторять, каждый человек – это словно отдельный персонаж книги Дж.Роулинг «Фантастические звери и где они обитают». Если говорить из технологической картины мира, то каждый из нас – сложный механизм со своей инструкцией по эксплуатации. И важно раскрывать эту инструкцию для других, если вы хотите, чтобы вы «исправно работали» и «не ломались». То есть если вас что-то задевает – говорите что. Если вас радуют ромашки, а не розы – говорите об этом. Если вас раздражает, когда вас дергают за рукав – скажите об этом и предложите альтернативу.
Подростки, например, в какой-то момент приходят к мысли, что они ВООБЩЕ НЕ МОГУТ ПОНЯТЬ, как «работают» взрослые. «Они нелогичные», «они странные», «как их вообще понять можно?»
Чтобы ребенку было проще с вами, а вам с ним – в обязательном порядке объясните подрастающему чаду вот что:
1. Как и почему возникают в вас разные эмоции. Почему вы злитесь, и что заставляет вас злиться, и как вы справляетесь со злостью (или как не справляетесь). Почему вы можете плакать и как в этот момент с вами быть. Чего вы боитесь, и как живете со своими страхами, и как эти страхи могут проявляться в ваших действиях. Что вас может радовать и как вы проявляете свою радость. Какие эмоции стоят за вашими поступками. Как вы действуете, если не знаете, что делать.
Если вы побеседуете об этом со своими подростками – уверяю, вы не только проясните для них многие из их «непоняток», но еще сделаете 2 важные вещи: раскроете искренне, что вы обычный человек (а это тянет за собой повышение доверия к вам), и укрепите фундамент эмоционального интеллекта в своих детях (а это значит – легче понимать себя, других, справляться со сложными чувствами).
2. Какие ценности вашего мира. Почему вам так важно быть правдивыми и слышать правду. Зачем вы зарабатываете деньги. За что так ценится ответственность и умение держать свое слово. Зачем вы работаете на репутацию. Почему важно звонить бабушке и дедушке (об этом дальше отдельный пункт). Зачем вы родили их (детей). Для чего вам важно качественно отдыхать. Какие преимущества приносит умение общаться. Это вопросы, которые задают дети, стараясь вас понять. Говорите о себе, это будет только ваше мнение, ваша картина мира. Но через вашу картину мира ребенок научится строить свою, формировать свою позицию, аргументировать свои поступки и решения, строить свою систему ценностей.
3. Почему такие люди. Люди встречаются разные. Дедушки, которые агрессивно реагируют на игры-стрелялки; бабушки, которые обижаются, если внук не доест что-то из приготовленного; одноклассники, смеющиеся со старенького телефона; тети в метро, шипящие за то, что не уступают место; мамы друзей, обвиняющие в дурном влиянии… За каждым – отдельная история, которую даже подросток не всегда может распознать. Он может поставить ярлык: «вредный дед», «странная бабуля», «тупые одноклассники», «злобная тетка», «чокнутые мамаши».
Помогите ребенку понять других людей. Дедушка помнит войну – стрелялки для него кощунственны. Бабушка помнит голод, не доесть хлеб для нее неуважительно. Одноклассники хотят казаться крутыми, это «эффект сверстников» (проводили интересные эксперименты, это качество подросткового возраста). Тетя в метро была воспитана в другое время, и, возможно, устала. Мама одноклассника – тревожится за сына, она растит его в одиночку, у нее, может, страх его потерять… Чтобы побеседовать об этом, необязательно быть психологом. Можно просто ориентироваться на свой опыт, наблюдения и стараться смотреть с разных сторон. Какой навык при этом транслируется от родителя к подростку? Правильно, умение принимать разное и жить в разномирье. Это одна из ключевых компетенций в 21 веке.
И вот что важно: если есть хотя бы один вопрос в этой статье, на который у вас самих нет определенного ответа – самое время выделить себе время, чтобы подумать над ним:). Или – как вариант – подумать «о своих детях», беседуя с ними. Снова-таки – эффект «живого» искреннего человека высоко оценится с той стороны ;-).
По заявкам самих детей мы стартуем в Коммуникативном клубе для подростков 17 ноября новый модуль «Как понимать родителей?». Будем говорить о чувствах родителей, будем пытаться правила взрослого мира, чтобы принимать и понимать причины действий родителей. Будем разбираться в любви – в том, как ее проявляют родители, и в том, как ее видят подростки. А вообще модуль из 4 встреч направлен на то, чтобы поучиться жить дружно, строя мостики друг к другу из своих миров.