Легенда мировой педагогики и основоположник методики гуманно-личностного подхода к детям с 23 по 27 ноября прочтет в Украине несколько лекций. В преддверии его приезда мы бы хотели привести несколько поучительных историй из жизни великого педагога.
Моя дочка была очень своенравной, не хотела принимать ничьих наставлений. Однажды мы заказали ей для какого-то праздника платье, нужно было что-то ушить после примерки, и дочка решила, несмотря на позднее время, срочно пойти к портнихе. Мать уговаривала отложить визит на следующий день, но дочь не слушала. Я не стал вмешиваться, потому что в состоянии аффекта ребенок ничего не слышит и будет настаивать на своем. Поэтому я начал в соседней комнате писать ей письмо, объяснив, что сейчас у нее такой возраст, когда настроение меняется, как погода весной.
И что в то же время нужно понять и мать, которая будет беспокоиться за нее. Все это было написано не с позиции «сверху-вниз», а на равных, по-дружески. Я подложил это письмо дочери в комнату, и когда она его нашла под подушкой и прочитала, то первый вопрос был такой: «Папа, а почему ты это написал, а не сказал?» Я ответил: «Потому что ты бы меня все равно не услышала. Ты не против, если я и впредь буду иногда писать тебе письма?» С тех пор письма из комнаты в комнату стали для нас традицией. И когда однажды после очередной ситуации дочь вдруг не получила письма (я сделал это нарочно), она сама подошла и спросила: «А где же письмо?» Потом дочь повзрослела, и надобность в письмах отпала сама собой. Пишите письма из комнаты в комнату, от сердца к сердцу!
Сын учился в пятом классе, когда сильно обидел маму, и она расплакалась. Я не стал вмешиваться. Прошла неделя. Сын учил уроки, когда я подошел к нему и сказал: «Пойдем, прогуляемся. Мне нужно с тобой серьезно поговорить. Это очень важно». Мы молча пошли в сторону парка. Но это было не пустое молчание. Иногда нужно просто помолчать, чтобы выразить кипение чувств. Воспитание всегда происходит во внутреннем мире, а не во внешнем. Сын понял, что предстоит что-то важное. – Сынок, мне нужна твоя помощь, – начал я разговор. – Было время, когда я влюбился. И я обещал этой девушке, что если она выйдет за меня замуж, то я сделаю все, чтобы никто никогда ее не обидел. Это твоя мама… И теперь мне нужен твой совет, как мне поступить с сыном, который обидел мою любимую женщину? Сын подумал и ответил: «Накажи меня». – Раньше я был один мужчина в семье, теперь пусть нас будет двое. Двое мужчин, которые будут защищать наших любимых женщин. Давай договоримся, что никто не узнает о нашем разговоре, это будет наш с тобой мужской союз. Мы крепко пожали друг другу руки, закрепив тем самым наш важный договор. Такие мужские разговоры, которые показывают полное уважение и доверие к ребенку, дают огромный импульс и фундамент для воспитания. Такие разговоры, не на каждый день, тем и ценны – эффект от них намного сильнее и глубже.
Семья способствует рождению самых великих дел и идей. Я долго не хотел и даже боялся жениться, так как рано остался без отца и содержал семью – маму и сестренку. Когда я увидел Валерию, она стала для меня самой красивой, самой умной, самой доброй, честной. В общем, олицетворением женщины во всех смыслах. Появилось огромное желание попытаться вычитать мой портрет в ее глазах и стать таким, каким она хочет меня видеть.
Это прекрасное состояние – сделать все для любимой женщины, чтобы оправдывать ее надежды и через всю жизнь пронести это желание. Это очень сложно, потому что нужно держать себя в рамках, стать осознанным. И знаете, если прожить так несколько лет, то радость накапливается.
Мы прожили около 50 лет вместе. Мы прошли эту жизнь не так гладко, были камни, о которые спотыкались. Иногда наши видения не согласовывались. Но, друзья мои, умейте быть уступчивыми. Если вы уступаете взаимно, то ваш духовный мир двоих сращивается, и все разногласия уходят. Бог сотворил человека – мужчину и женщину. Это одно целое. Чем скрепляется семья? Наверное единением идей. Нужно строить что-то хорошее, совместными усилиями. Задумать что-то большое и ценное в духовном плане, независимо от финансового положения. Так мы годами строили дом, чтобы не просто жить, а принимать там друзей, звать гостей, общаться и обсуждать новые идеи. Строили небольшую церквушку и закончили только недавно. У каждой семьи должно быть общее дело для души. Это углубляет и развивает отношения, не дает им превратиться в рутину.
Я до сих пор храню письма, которые писал жене в роддом, так как туда не пускали, сотовых телефонов не было. Советую всем, пишите почаще! Пишите письма друг другу, открывайте душу. А отцам, я думаю, нужно присутствовать при родах. Пусть видят своими глазами путь женщины на грани жизни и смерти. И может эти впечатления, душевные письма в критический период спасут семью от развода.
В 1962 году я открыл экспериментальный класс. Мы проиграли в нем все возможные идеи педагогики, и этот опыт лег в основу гуманной педагогики. Пятидневка, уникальный способ овладения русским языком на основе глаголов, отсутствие оценок. Это дало удивительные результаты, а сам научный поиск скреплял нашу семью. Не было бы высокой цели — не было бы семьи. Несмотря на эффект методики, как и полагается, появились ее противники. Тогда я воспринимал их как врагов и принимал ответные меры — ругался, отстаивал свои позиции, озлоблялся и давал сдачу. Сейчас я понимаю, что это были не враги, а учителя, которые посылала сама жизнь. Но я был молодой, горячий. И как-то мой учитель дал совет: «Ищи пути, чтобы противники стали союзниками. И тогда ты станешь сильным». Я прислушался и задумался: «Что же они защищают на самом деле — педагогику или что то личное?», стал с ними общаться по-другому, проявил искренний интерес и… они сами стали давать книги, на которые опирались, и таким образом мои знания еще больше обогатились!
О наших экспериментах знали за рубежом, приезжали на специальных рейсах самолетами учиться и набираться опыта. Все газеты писали. Кто-то поддерживал, кто-то писал доносы. Однажды меня вызвали и сказали, что экспериментальную школу закрывают. Даже у таких мужчин, как я, иногда опускаются руки. Жаловаться некому. Решение пришло сверху. Меня даже в школу не пускают. Кричу директору в окно, а он разводит руками. Мол, что я могу поделать, приказ есть приказ. Я совсем сник. Приходу домой, зашел в комнату. Входит жена и видит, что я сижу в горе. «Ты не будешь бороться, чтобы сохранить лабораторию?», — спрашивает она, а я раздражен.
Друзья мои, это самый опасный внутренний враг — наша нетерпимость, она может все разрушить из-за пустяка.
Я выгнал жену из комнаты. Через какое-то время она заходит и говорит: «Хорошо, я уйду. Но уйду насовсем, если ты уйдешь из лаборатории…» И тут у меня появились силы! Я понял, что должен бороться за свои идеалы до конца. Капитан не может бежать со своего же корабля. Звоню в Москву коллегам, прошу разобраться и полагаюсь на Волю Бога. И тут моя супруга неожиданно предложила: «Пока этот вопрос будет решаться, в лабораторию тебя не пустят, и есть время писать книги. Потом времени у тебя уже не будет!».
Это была моя первая книга на русском языке — «Здравствуйте, дети». Она прославила меня на весь мир. И вскоре в газете «Правда» выходит статья. А в советское время, если в таком издании что-то написали, это расценивалось, как приказ президента сейчас. Лабораторию открыли, жена не ушла. Но я точно знаю, что если бы не Валерия Гивиевна, не было бы всего будущего. Дорогие женщины, пожалуйста, дарите щедрость своей мудрости мужьям. Не криком, не навязыванием, а любовью и заботой. Мужа нужно приласкать, хороший ужин приготовить, что-то доброе сделать, а потом спросить, примет ли он ваш совет. Найдите способ подвести его к великим делам.
Берегите семью. Не только свою, но и семьи своих друзей, близких, семьи своих детей.
Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram