Меня часто спрашивают, много ли я трачу времени на занятия с сыном. Большинство людей уверены, что семейное обучение – это очень затратная по времени форма обучения. В действительности это не совсем так, а точнее — совсем не так. Конечно, если переводить на семейное ребенка, который уже успел возненавидеть учебу, то, скорее всего, придется пройти нелегкий этап расшколивания или стоять над душой у ребенка, что будет «высасывать соки» из родителей и отнимать все свободное время. Но у нас ситуация другая: Гриша на СО с 1 класса, поэтому потери интереса и любопытства у него не было. Так вот, сейчас с полной уверенностью могу сказать, что программа начальной школы очень легкая. Другое дело, что в школе ее нередко усложняют за счет плохо составленной программы и постоянных повторений одного и того же. И на уроках, и дома дети по сто раз выполняют одинаковые задания. Отчасти это понятно: когда в классе 30 человек, учитель физически не может уследить, как дети поняли и усвоили материал, поэтому многократные повторения необходимы. Но при индивидуальном подходе они не требуются.

Когда Гриша учился в 1-2 классе, я тратила на занятия с ним около 1-2 часов в день 3 раза в неделю, не больше. Репетиторов у нас не было. Иногда мы делали большие перерывы и не занимались вовсе. В эти 1-2 часа я включала занятия по русскому языке и математике, потому что читал сын сам, а окружающий мир мы даже не открывали — всю программу началки Гриша знал еще до поступления в школу. Помимо этого Гриша продолжал смотреть фильмы ВВС, Discovery и History, читать энциклопедии,. Все аттестации сдавал на отлично.

В 3-м классе временной интервал увеличился до 2-3 часов в день, но мое участие, наоборот, сократилось. Потому что мне уже не надо было подробно объяснять задания, Гриша сам мог прочесть и выполнить. В этом году, в 4 классе, у Гриши произошел прорыв, он с огромным удовольствием стал заниматься даже русским, к которому относился прохладно, и сейчас он тратит на школьные предметы 3-4-5 часов в день по СОБСТВЕННОМУ желанию. Я в процесс практически не вникаю. Только если нужно что-то объяснить, проверить, разобрать ошибки. Буквально пару недель назад Гриша попросил папу купить ему учебники за 5 класс по биологии, географии, истории, чтобы «посмотреть, чем они там в 5 классе занимаются». Муж купил учебники и рабочие тетради, и Гриша «залип», самостоятельно прошел несколько параграфов по каждому учебнику и с энтузиазмом заполняет тетради. Ему интересно!

Впрочем, нельзя сказать, что мы вообще с ним не занимаемся. Занимаемся, но школьными предметами занимаемся минимально, а вот внешкольным уделяем большое внимание. Муж читает с сыном книги по истории, по искусству, я – по архитектуре, о путешественниках и первооткрывателях, рассказываю о поэтах, писателях, композиторах, истории музыкантов, иногда мы устраиваем семейные чтения художественной литературы (помимо того, что Гриша читает сам). Пару раз в неделю мы вместе смотрим кино, обсуждаем, часто ходим в музеи, на концерты. Когда едем в отпуск, тщательно готовимся, ищем информацию об этих странах, их истории, культуре, смотрим документальные и художественные фильмы. Помимо этого я ищу интересные передачи по разным предметам и темам, высматриваю на книжных ярмарках и в Лабиринте занимательные книги, пособия, энциклопедии. При этом муж работает полный рабочий день, я работаю из дома 3-4 часа в день, плюс на мне сейчас 3-месячная дочка и дом. Помощников у нас нет. Только 1-2 раза в неделю Гришу возит няня на репетиции в театр или центр обучения.

Скажу честно: если Грише вдруг захочется в школу, он туда обязательно пойдет, мы поддержим любое его решение. Но для меня это будет означать появление определенных сложностей. Я смотрю, как многие родители сидят по 4 часа с детьми над уроками, делают бесконечные презентации, и понимаю, что все свое свободное время мне придется посвящать не интересным нам с Гришей занятиями, а тому, что задают в школе. И никакой свободы действий у меня не будет. Я ни в коем случае не ругаю школу, потому что для многих людей такой подход – единственно верный вариант. Но для меня, привыкшей к СО, это будет тяжело. То есть как вы уже поняли, для нас семейное обучение гораздо проще и эффективнее, чем школа. Поэтому страхи, что СО – это тяжело, понятны, но не обоснованы.