Перед тем, как развенчать ключевые мифы, связанные с альтернативным образованием, хочу кратко рассказать, что вообще такое это альтернативное образование.
Согласно толковому словарю, «альтернатива» – возможность выбора одного из двух или более существующих решений. Если применить это определение к «альтернативному образованию», то мы получим образование, в котором у «заказчика» (родителей и ребенка) есть выбор между несколькими образовательными форматами.
Важно сказать, что в альтернативном образовании есть очень много разных образовательных форм. Например, домашнее обучение, дистанционное обучение, школы разных форматов (демократические, свободные, новые и т. д.), unschooling, worldschooling и др.
Многие задают вопрос: «А чему, собственно, альтернатива?». Как по мне, ответ прост. Альтернатива общепринятой государственной системе образования. И эта сфера начала развиваться с осознанием нами того, что мир очень быстро меняется и наши дети очень быстро меняются вместе с ним. При этом существующая система образования за этими изменениями не успевает или не спешит. Но факт в том, что стандарты 100-летней давности уже не работают. И нужно что-то делать.
Итак, знакомьтесь, мифы:
Это убеждение процентов 90 людей, с которыми я встречаюсь и начинаю разговор об альтернативной школе. Знания – важны, но они не являются самоцелью! В свободном доступе современных детей (а именно в интернете) находится, наверное, 95% всех знаний человечества. Но проблема заключается в том, что их так много, что мы часто теряемся в работе с ними. Именно поэтому мы учим детей как базовым знаниям, так и умению работать с большими массивами информации, искать, анализировать, поддавать сомнению, извлекать важное и делать это быстро и качественно.
Не знаю, откуда появилось такое мнение, возможно слово «альтернатива» было трактовано как что-то нестандартное, особенное. В альтернативных школах есть абсолютно разные дети, как и в государственных школах или лицензированных частных. Каждая альтернативная школа для себя решает, насколько она готова работать с инклюзивными детками, так как это огромнейшая ответственность и важно наличие людей-профессионалов, которые знают, как работать, и умеют это делать. А что касается «умных и мотивированных» – это одна из наших целей, чтобы наши дети были эрудированными и мотивированными к познанию, развитию и получению нового опыта. И как раз в альтернативной школе те, кто может и хочет получить больше знаний и опыта, может их получить, не будучи зажатым в рамки общеобразовательной программы, например.
Во-первых, хочется сказать, что официальной статистики или исследования на эту тему нет, поэтому это остается на данный момент самым что ни на есть мифом и впечатлением отдельных людей или школ. Может ли так произойти, что ребенок после обучения в альтернативной школе будет иметь сложности с адаптацией в государственной? Да. Может ли ребенок при переходе из одной государственной школы в другую иметь сложности с адаптацией? Конечно. Ведь очень многое зависит от самого ребенка и от систем, в которых он находился. Мы в DEC life school учим детей быть адаптивными, гибкими, открытыми новому. Наши дети уже живут в ситуации большого смешения культур, традиций, наций. И их задача – быть толерантными и уважительно относиться к тем обстоятельствам, в которых они оказываются, при этом не забывая о том, кем они есть.
Это абсолютный миф. Даже в демократических школах Израиля определено, что ученики обязаны посетить минимум 80% всех занятий. Каждая школа может для себя определять и понимать ту систему, в которой развиваются дети. Баланс свободы и ответственности, выбора и обязательств чрезвычайно важен. Если его не будет, то дети будут находиться в условиях, которые отличаются от реальности. И соответственно по окончанию школы могут столкнуться с огромной проблемой адаптации. При этом в государственной системе не предусмотрена возможность ребенка выбирать то, чем бы ему хотелось заниматься, хотя бы какое-то небольшое количество времени. И тут по окончанию школы возникает проблема с самоопределением и пониманием, как вообще этот выбор делать, как понять, чего я хочу на самом деле. Баланс – вот что важно в процессе развития и ребенка и взрослого.
Важно отметить, что все школы очень разные, и многое зависит от лидеров и администрации школы, их системного понимания процессов и их выстраивания. Система строится не сразу, она проходит трансформации, и это нормально для любой организации, даже для завода. Выстроенные процессы и четкая коммуникация, разделенные зоны ответственности и алгоритмы взаимодействия – основа успеха любой компании. Мы в нашей школе очень успешно строим модель «плоской», самообучающейся организации (кому интересно, знакомьтесь с Теорией спиральной динамики и книгой Фредерика Лалу «Открывая организации будущего»). Это модель компаний будущего, которые успешно реализованы пока что немногими в мире. Но это та система, в которой есть очень четкие правила, прозрачная коммуникация, совместно созданные процессы и ответственность за них.
Если кому-то показалось, что в этой статье подтекстом является месседж – государственные школы плохие, то я бы хотела подчеркнуть, что это не так. Есть много прекрасных государственных школ и учителей в них, которые идут в ногу со временем и работают с детьми по-новому. Но я пыталась показать глобальную разницу национальной системы и альтернативного образования. И не могу не сказать, что все-таки какие-то движения в сторону изменений в наших государственных школах происходят. Но для этих изменений нужно много сил и времени. Очень много. Верю, что это произойдет рано или поздно. А может альтернативное и общепринятое образование поменяются ролями и альтернативное станет ведущим? Кто знает. Никогда не говори «никогда».
Выбирайте школу сердцем (и родители с детьми, и учителя) – ориентируйтесь на ценности вашей семьи, их совпадение с ценностями школы или другой образовательной формы, интересуйтесь и развивайтесь вместе со своим ребенком/учеником!