Osvitanova.com.ua

Нам, выходцам из «трудных времен», хочется, чтобы у детей было все. Все самое лучшее и побольше, ведь в этом и заключается счастливое детство? На самом деле — и каждый день мы имеем повод в этом убедиться, — навязчивое изобилие делает детей несчастнее. Мама и блогер, исповедующая экологичный подход к жизни, Трейси Гиллетт рассказывает о том, как сделать жизнь детей проще и радостнее.

«Былые времена»

Когда мой отец был маленьким, у него был один свитер — один на много зим подряд. Если на локте появлялась дырка, прабабушка пришивала заплатку, а если маленький папа где-то снимал и забывал свитер, то возвращался, чтобы найти. У папы в детстве было все, что ему было нужно, и мало что сверх того. Единственным правилом было возвращаться вовремя к ужину. Прабабушка редко знала, где именно гуляют ее дети: они строили шалаши, делали луки и стрелы, разбивали коленки, в общем, они были погружены в свое детство. Но те времена прошли. Теперь нам не столько нужно бороться, чтобы обеспечить семью самым необходимым, сколько беспокоиться, чтобы не «перекормить» дитя благами, потому что избыток — прямой путь к психологическим проблемам.

Благими намерениями…

Эту мысль четко сформулировал Ким Джон Пейн в книге Simplicity Parenting: «Нормальная личность ломается при постоянном стрессе избытка, ребенок может провалиться в царство хаоса. Ребенок, склонный систематизировать, может начать демонстрировать навязчивое поведение. Мечтательный ребенок может потерять способность к концентрации внимания».

Пейн провел эксперимент, в котором упростил жизнь детей с синдромом дефицита внимания. В течение всего 4 месяцев 68% детей с диагностированной дисфункцией стали совершенно нормофункциональными! На 37% у них повысилась успеваемость в школе — такого эффекта не дадут обычные таблетки от СДВГ, вроде риталина.

Пейн пришел к выводу о том, что простота имеет терапевтический эффект, после того, как побывал в лагерях беженцев в Индонезии. Дети, которых он видел там, проявляли признаки пост-травматического синдрома. Он описал их, как скачущих, нервных, настороженных. Когда годы спустя Пейн стал частным психологом в Англии, он отметил, что многие английские дети демонстрируют те же тенденции в поведении, что и дети, живущие в зоне военных действий. Но в Англии ведь все спокойно. Пейн объясняет, что физической безопасности недостаточно для детей, которые не чувствуют себя в безопасности психологически. Они находились под давлением родительских страхов, амбиций, бешеного ритма жизни. Эти дети были заняты выстраиванием своих границ через свое поведение, которое совершенно не давало им нужной опоры. Они проявляли «накопительную стрессовую реакцию» на постоянную аккумуляцию избытка. Поэтому родители и общество должны принять меры, для того, чтобы поддержать психическое здоровье детей.

Четыре ловушки избытка

Мы записываем детей на бесконечные кружки, искренне полагая, что их надо развивать, занимать, обучать и чем раньше, тем лучше: балет, гимнастика, музыка, английский. Дома в каждом углу — развивающие игры, книжки. Мы дарим огромное количество игрушек. У среднестатистического западного ребенка есть 150 игрушек и по 70 добавляется каждый год. Не удивительно, что ребенок уже и не знает, и не понимает что и зачем выбирать для игры, которая становится поверхностной и не задействует воображение.

Пейн описывает четыре ловушки избытка: 1. избыток вещей, 2. избыток выбора, 3. избыток информации, 4. избыток скорости. Если дети перегружены, у них нет времени, чтобы исследовать, играть, снимать напряжение. Излишек выбора «съедает» радость — дети не пускаются в исследования и самоорганизованные игры, которые обычно возникают, когда «нечем заняться». 20 лет назад дети имели на 12 часов в неделю больше времени для свободной неструктурированной игры. А теперь даже дети в детсаду больше ориентированы программой на интеллектуальное развитие, а не игру и взаимодействие. Даже 2 часа в неделю неструктурированной игры увеличивают креативность ребенка до уровня выше среднего.

Что делать родителям?

1. Говорить «нет». Вам будет легче, если вы будете повторять себе, что это для того, чтобы защитить детей. При этом чаще «нет» вы должны говорить себе: «Нет, мы не будем устраивать детский праздник на 30 человек», «Нет, мы не будем записывать Софию еще и на танцы».

2. Создавать свободное время. Регулярно давайте своим детям время для «нечегонеделания» — их мир хаотичен, все время надо куда-то спешить, что-то выполнять. Им нужно время, чтобы снять напряжение, восстановиться и расти.

3. Упрощать жизнь. Не надо читать лекцию про глобальное потепление за обедом семилетке. Отправляйтесь смотреть новости после того, как ребенок уснет. Убирайте лишние игрушки из комнат малышей, пока они спят.

Детство имеет свою цель и смысл. Это не просто период, через который надо пройти. детство нужно для того, чтобы защитить и развить умы детей, которые вырастут в здоровых и счастливых взрослых. Когда общество слишком перегружает молодые умы, то эти умы реагируют. Возвращая чувство равновесия детям, мы защищаем их и преподносим им самый дорогой подарок.

Поширити у соц. мережах: