Вопрос «Кем ты будешь, когда вырастешь?» ребенку задают с раннего детства. И слышат очень разные ответы: иногда выбор ясен с самого начала, меняется лишь специализация (врач – педиатр/гинеколог/окулист, юрист – судья/адвокат), иногда профессии меняются чуть ли не еженедельно (от актера до летчика).
Но до 12 лет ответ звучит достаточно четко и определенно: цель есть, и вопрос о ее достижимости пока не стоит. Начиная с 13-14 лет четкость пропадает. Даже если направление более или менее ясно, подростки очень уклончиво отвечают на этот вопрос или вовсе уходят от ответа. Начиная рассматривать себя со стороны, 14-летние все больше сомневаются в своих силах, возможностях, талантах. А между тем именно в этом возрасте вопрос начинает тревожить родителей, и очень часто они передают свою тревогу детям.
В последние годы тревожность усиливается еще из-за того, что со всех сторон говорят о стремительно меняющемся мире, в котором через 10 лет будет больше новых профессий чем тех, что существуют сегодня.
И это правда, любому из нас очень трудно представить мир, в котором к Интернету, дронам и генным технологиям добавится что-то совсем новое и пока никому не известное. Однако все новое отталкивается от старого и путь к нему мы будем делать вместе, поэтому бояться особенно не стоит, а вот поддерживать в ребенке интерес к разнообразию, к не связанным друг с другом направлениям, которые на пересечении и рождают что-то совсем новое, – очень важно.
В индивидуальной перспективе необходимость выбора геометрически вырастает в 9-м классе (а иногда раньше) из-за того, что формируются специализированные классы или принимается решение о переходе в профильную гимназию или колледж.
А в 11-м классе, когда надо выбрать ЗНО для сдачи, определиться с репетиторами, подготовительными курсами, продолжать биться за общий балл аттестата и начать посещать Дни открытых дверей в вузах и выставки по высшему образованию за рубежом, переживательность родителей достигает своего апогея.
Удается нам обсудить эту тему с нашим ребенком или нет, наш диалог с ним о его будущем не умолкает ни на минуту, говорим ли мы с ним о своей работе, знакомых, книгах, фильмах, ТВ-программах, компьютерных играх, спорте, искусстве. Его вопрос «А что я смогу?» и ваш вопрос «Что же, наконец, ты решил?» висят в воздухе.
Как же помочь подростку в этот период, когда помощь особенно необходима, а общение становится особенно сложным, поскольку мнение родителей в этот период перестает быть авторитетным. Как вести диалог с этим очень любимым, но сейчас часто звучащим очень дерзко и независимо, ребенком?
Первое и самое важное – сохранить с подростком доверительные отношения, уважать его крепнущее собственное мнение и стремление к независимости. Это необходимо, чтобы он услышал нас.
Второе – перестать тревожиться и давить на подростка, заставляя принять решение как можно быстрее. Выбор вуза далеко не окончательное решение о профессии, в сегодняшнем мире учиться надо постоянно: возможно, преодолеть не один вуз, постоянно пополнять свои знания и навыки на курсах и тренингах. Lifelong-learning – то, к чему мы должны готовить детей и показывать на своем примере.
Третье – помочь подростку захотеть что-то делать для выбора своего будущего.
Один из способов помочь, который кажется родителям быстрым и простым, – пройти тестирование по одной из проверенных методик. Возможно, ребенка удастся уговорить, и это даст результат – определятся сильные стороны ребенка, родители поймут, куда двигаться дальше. Но после этого появляется необходимость подвигнуть к действию самого подростка – уважая его свободу, подтолкнуть желание и дерзновение что-то делать для достижения цели.
Для подростка, с его стремлением к самостоятельности и независимости, желанием все решать самому, нужна собственная мотивация и готовность действовать. Тестирование – полезный инструмент, но вряд ли оно полностью перевернет все представления родителя о ребенке. Скорее всего, его сильные стороны, увлечения, интересы – внимательные родители уже пронаблюдали за 14-15 лет личного знакомства и ежедневного общения. Если еще не успели, можно начать прямо сейчас. И тестирование этому не помешает.
Наблюдая за подростком, внимательные и нетревожные родители, дают возможность и самому подростку наблюдать, изучать, делать выводы. Такие родители доверяют своему ребенку. Они знают, что он обязательно найдет свое дело и будет счастлив. Такие родители в хорошем контакте со своими детьми, и это позволяет им предлагать разные курсы и программы, которые помогут познакомиться с разными профессиями, испытать свои силы в них, разобраться в своих возможностях и желаниях. И тогда подросток сделает свой выбор сам. А родитель примет этот выбор, поможет и подскажет в выборе вуза.
Профессия – это не только основное занятие, которому мы посвящаем свои рабочие часы, но также образ жизни, который мы выбираем, количество неопределенности, которое мы готовы принять, место работы, наши коллеги – общность людей, в которую мы вступаем, возможность развития карьеры или путешествий по миру, а также множество других составляющих.
Обо всем этом мы говорим с подростками на нашем курсе «Найди профессию» (стартует 1 декабря 2018), который проходит в школе Start Now уже больше четырех лет. Его ведет наш психолог Ольга Сапельник.
На наших занятиях ребята встречаются с людьми, которые очень любят свою работу, достигли в ней определенных результатов и готовы делиться своим опытом. Встречи с такими людьми дают подросткам материал для размышлений, дальнейшего поиска.
Для нас очень важно зажечь глаза подростка, дать ему возможность захотеть, устремится, получить мотивацию учиться и действовать. Кто-то после нашего курса получает новые ориентиру, кто-то отказывается от профессии, которые казались притягательными, кто-то после курса намного увереннее говорит про свои профессиональные желания.
Курс "Найди профессию" дает широкое знакомство с профессиями, активизирует размышления подростка о будущем, дает почувствовать свой интерес, энергию, которая передается от преподавателей. Чтобы глубже разобраться в профессии, развить навыки, полезные для нее, мы предлагаем тренинги по профессиям, которые выбирают наши спокойные родители.
Один наш ученик, Дима, интересовавшийся модной индустрией, проходил у нас курс "Стиль и имидж", и на экскурсии в мастерскую дизайнера обратился к тому с предложением стать бесплатным помощником, чтобы поближе познакомиться с этой сферой деятельности. Вместе с курсом юриспруденции он прошел также курсы маркетинга, финансов и менеджмента.
Очень скоро он стал одним из ключевых сотрудников мастерской, сейчас занимается закупкой всех материалов, а еще начал создание своего модного бренда. Пока он не поступил в вуз, но уверен, что сделает это в недалеком будущем, поскольку жаждет новых знаний и развития.
Другой ученик пришел к нам с огромным желанием стать адвокатом. Однако его интересы были шире, и родители поддерживали его желание узнать больше, и вместе с курсом юриспруденции он прошел также курс "Маркетинг" и "Финансы и менеджмент". Сейчас он учится на экономическим факультете. И наверняка его интерес к юриспруденции никак не помешает ему ни в учебе, ни в будущей работе.
Еще один ученик начал курсы у нас с бизнеса, интересовался маркетингом, финансами. Но очень просил также организовать тренинг по медицине. Сейчас он учится на втором курсе медуниверситета, но интерес к бизнесу сохранил – это его самостоятельные проекты, возможность заработать, будучи студентом.
Путь любого человека в жизни уникален и неповторим, как неповторим его опыт, талант и умения. И каждый сможет раскрыться, если будет наблюдать за собой и окружающим миром, шаг за шагом развивать себя и свои компетенции.
Все наши ученики – наша большая гордость, но еще большая гордость родителей, которые помогли им хотеть и достигать, передали свою энергию, свою увлеченность и свой оптимизм. А мы очень рады, когда сумели немного в этом помочь.