Такое случается: чтобы разобраться с явлением или проблемой, необходимо начать раскладывать её по полочкам, классифицировать. Родители учеников — это не явление и не проблема. Чаще всего это союзники, редко — друзья, впрочем, такими они становятся далеко не сразу. Непобходимо выделить несколько типов родителей.
В последние десятилетия в научной литературе появились новые определения, характеризующие как процесс, так и результат воспитания ребёнка в семье: «ответственное родительство» или «осознанное родительство», «воспитательный потенциал», «воспитательный ресурс».
Кроме того, учёные отмечают, что период взросления детей стал более продолжительным. Иными словами, родители берут на себя ответственность, в то же время позволяя ребёнку дольше оставаться маленьким.
Однако приходит время расстаться с детским садом/няней/бабушкой, и для ребёнка начинается новый важный жизненный этап — школа. В этот труднейший для всех участников период родители демонстрируют не столько ответственность, сколько чрезмерную тревожность, даже страх. Они пытаются влиять на учителя, звонить ему по поводу и без, просят проводить занятия в игровой форме и так далее.
Итак, какие родительские типы встречаются чаще всего?
Это словечко пришло из советской эпохи, оно характеризовало маму абитуриента. В наше время оно вполне подходит мамам первоклассников, которые берут отпуск в сентябре.
В школьных процессах задействованы все члены семьи. Как правило, несколько поколений вносят свой посильный вклад: сбор, комплектация, укладка рюкзачка, бутерброды/горячие перекусы, водичка в бутылочке, яблочко (съешь ровно в 12!), присутствие на уроке, совместное выполнение заданий, всемерная помощь и, как правило, забытый дневник и то самое яблочко.
Да, это тоже мама. Строгая, холодная, требовательная, но и заботливая, сверхответственная и, как правило, очень компетентная. Учителю тоже не поздоровится, если что.
Интересно, что оказывая школьнику всяческую помощь, эти родители ждут от него самостоятельности, ответственности и дисциплинированности. Для подтверждения своих слов приведу данные опроса (проведён в группах хореографического отделения).
Кроме того, для родителей значимыми личностными качествами являются те, которые можно расценивать как необходимые для дальнейшей карьеры, профессионального становления. В то же время достаточно важным взрослые считают умение ребёнка сотрудничать с другими людьми, быть к ним внимательным.
Они готовы на всё: вдохновлять, возить на отдых, награждать путёвкой в «Артек», покупать игрушки и приплачивать… только учись!
Вот это самый опасный родительский тип, который дезориентирует ребёнка. Демотиваторы не поддерживают учителя, особенно если предмет не входит в число приоритетных, но в открытый конфликт не вступают, дистанцируются и уходят от прямого участия в жизни школы.
Умеют прислушаться к словам учителя, понять, в чём сложности и ошибки, помогают ребёнку с домашними заданиями, если требуется, активно поддерживают все начинания в классе, проявляют инициативу, организуют и объединяют.
Яростные защитники своего ребёнка, конфликтные и категоричные. Такие родители готовы пойти по инстанциям и дойти до суда в поисках правды и справедливости.
Тоже защищают ребёнка, но другими методами. Они используют «мягкое» давление на учителя/директора, слезами и жалобами доказывая, что ребёнку требуется комфорт, комфорт и ещё раз комфорт (и чтобы он не плакал!).