Я – детский психолог. Ко мне обращаются с очень разными запросами. Но единственный мой инструмент, чтобы узнать, что происходит с ребенком, это поиграть с ним. Будь это арт-терапия, когда играем через рисунок, или ролевая игра, или игра песком в песочнице. В игре, где все понарошку и безопасно, мозг снимает защитные механизмы, и ребенок начинает проявлять чувства и даже говорить о них. Но все это – игра. И я хочу рассказать взрослым, насколько важно играть с детьми.
Мы можем ощущать разные чувства, но не проявлять их. И дети тоже. Но только в игре, где безопасно, снимается защита мозга и прорывается плотина накопленных чувств. Только здесь и сейчас, погрузившись в игру, его лимбическая система не в напряжении, сердце смягчилось, и он может нам довериться, рассказать то, о чем спрашиваешь. В этом процессе часто выливается такое количество чувств одновременно, что взрослый даже представить себе не может. Так игра исцеляет!
Для ребенка игра – это язык любви. Когда с ребенком играют, он чувствует «я значим», «я познан», «я близок», «я в контакте». В игре ребенок понимает, что «этот взрослый меня любит».
Многие родители преуменьшают функцию игры в жизни детей. Но для ребенка играть – значит развиваться.
Сначала ребенок вынашивает идею, потом думает, какие игрушки взять, что построить – и разворачивается целая история. Все это время мозг ребенка активно работает. Включены и чувства, и мысли, и идеи, и история, и последовательность действий. Я на практике вижу, как дети проигрывают разные ситуации из жизни, даже травматичные, и восстанавливаются.
Не всегда мы, взрослые, можем сказать, что нас тревожит. И дети тоже. Но они берут кукол, расставляют их и начинают на них кричать и ругаться. Игра детей – это исключительно их жизненный опыт. А глядя на этот процесс вы понимаете, в какой ситуации какой жизненный опыт получил ребенок и что тревожит его до сих пор.
Бывает, дети выбирают страшных животных, например, пауков, и проигрывают свои страхи. Ребенок может своих героев в игре наделять разными качествами: «этот – боится, этот – подчиняется, этот – командует, эти вообще убежали, а эти наступают». Так по частям ребенок собирает свою личность и понимает: «я могу быть и таким, и таким», «я разный». И он наглядно это видит.
Тренд нашего времени – дать интеллектуальное развитие детям, например, английский с пеленок, чтение с рождения. Развитие – это прекрасно. Но еще важнее, чтобы у детей была свободная произвольная игра, где они проигрывают свои чувства и развивают эмоциональный интеллект.
Играть – это первостепенная природная задача мозга.
Если у ребенка дошкольного возраста нет времени на произвольную игру, его эмоциональное развитие застопорилось. Он становится эмоционально незрелым.
Еще ужаснее, когда ребенок не умеет играть вовсе или в какой-то момент перестает играть. Такое бывает, например, когда родители разводятся, скандалят, ребенок не может начать играть или не идет на взаимодействие в игре, не пускает в контакт. Или базовое доверие к миру нарушено, или теряет привязанность к любимым взрослым… То есть ребенок столкнулся с таким сильным стрессом, что перестает выполнять свою природную задачу – играть и познавать себя.
Особо важно играть первоклашкам. У них еще очень активно правое полушарие, про фантазии и идеи, которые невозможно воплотить в школе. Почему? Потому что школа – левополушарная структура, где дают шаблон, как и что делать, и ребенок буквально напрягает мозг, чтобы отзеркалить эти требования. Буквально два предмета в школе – рисование и труд – правополушарные. Потому отсутствие игры в этом возрасте чревато даже развитием депрессии.
Для ребенка игра – это момент понимания, что именно он тот человек, который контролирует процессы в своей жизни. Манипуляция с предметами, наделение игрушек разными качествами, разворачивание какой-то истории – это невероятная, колоссальная работа головного мозга и очень быстрый процесс развития, о котором так заботятся родители.
Как я уже говорила, для ребенка игра со своим любимым и надежным взрослым – это проявление любви, заботы, формирование привязанности. Но часто родители говорят, что легче разгрузить вагон угля, чем 15 минут поиграть машинками и зайками. Что же мешает взрослым и как начать?
Первый вопрос: «А у вас в детстве была непроизвольная игра?». Возможно, не было и нет такого опыта. Хорошая новость в том, что играть – это навык, и вы можете его освоить и отрабатывать, практикуя игры с детьми.
Для игры нужна хорошая основа – покой, позитивное эмоциональное поле в семье. Когда взрослые в семье напряжены, есть какие-то непроговоренные конфликты, негатив, дети или не играют, или играют деструктивно, например, швыряют игрушки в других, то это похоже на акт агрессии.
Игра требует от взрослых очень много энергетических ресурсов – пребывать в контакте, в игре, когда мы слышим ребенка, когда мы идем за его потребностью. Это очень интересно, но и требует затрат. И этому надо учиться.
Сделайте какой-то один шаг, который вы можете сделать с удовольствием. И отрабатывайте этот навык.
Игра – это погружение в своего внутреннего ребенка, а не все взрослые держат контакт с ним. Это уже про уязвимость, умение остро чувствовать мир, что для взрослой жизни иногда сложно и больно, особенно учитывая реалии нашей жизни. Но единственный способ дать ребенку уверенность, что все хорошо, несмотря ни на что, как раз игра. Доказано, что даже в лагере беженцев ребенок гармонично развивается и здоров психически, если с ним взрослые играют.
Никаких правил. Пробуя создать игровую историю с ребенком, важно убрать рациональность, нет никакой цели в игре. Это просто контакт ради создания новых аспектов контакта.
Игра ребенка со взрослым – это взаимодействие. Потому на своих консультациях я сначала спрашиваю у ребенка, чем бы он хотел сегодня поиграть. И ребенок сам выбирает, а я могу предложить в рамках нашего взаимодействия поспрашивать, кого еще возьмем в игру и что он будет делать и т. п. Так усиливаем доверие и контакт.
Простые контактные игры, где вы можете вместе ползать, играть в догонялки – отлично! Вы – лев, ребенок еще кто-то, а потом меняетесь ролями.
Игра на установлена привязанности. Игрушки мама-зайчик, папа-зайчик, дети-зайчики, отыгрываем какие-то семейные процессы или детско-родительские отношения. Смотрим, что делает ребенок и кем он хочет играть, позволяем и наблюдаем.
Если у ребенка накоплена агрессия, он фрустрирован, например, после садика или школы, капризный, резко отвечает, поиграйте в игры на выплескивание чувств. Когда ребенок в таком состоянии, единственное, что ему помогает – игра. Например, можно сражаться на мягких мечах, но не драться.
Когда в семье двое и больше детей, мама может всего 10 минут поиграть со старшим ребенком, чтобы восстановить с ним контакт, уложить кого-то спать, или успокоить игрушку, которая раскапризничалась. Важно, чтобы ребенок мог прожить разные роли в игре, тогда и в жизни он с ними разберется.
Для установления границ. Бывает, детям сложно соблюдать границы, они их не чувствуют и постоянно нарушают – дерутся, не могут адаптироваться к садику. Почему? Потому что для них любые правила представляют собой сложность. Но как раз в игре мы можем установить временные рамки в виде правил, которые дети интегрируют сначала в игру, затем в жизни. Я всегда детям говорю: «В кабинете мы не ломаем игрушки и не бросаем их друг в друга или в окно. Это – правила безопасности. Остальное все можно». Постепенно дети начинают их соблюдать.
Игра на контроль и доверие. Играем во что-то, где меняемся ролями. Ребенок условно нами командует, говорит: «Ты вот тут стой, это держи или мне подавай, а я буду туда складывать». В такой игре надо идти за потребностью ребенка, иногда предлагайте что-то свое, но пуст ребенок остается инициатором, позволяйте ребенку получить жизненный опыт контроля над ситуацией, опыт того, что взрослый может к нему прислушаться. У каждого ребенка есть запрос к своему заботливому взрослому. Такая игра позволяет его реализовать. Ребенок понимает, что это все понарошку, больше доверяет и рассказывает про свои желания.
Обучающая игра. Для детей 8-9 лет игра – это то, что ему дает энергию, что развивает. Информация, поданная в игровой форме, лучше интегрируется и закрепляется, потому что ребенок запоминает информацию на уровне эмоций, проживает ее, «проигрывает».
Игра может быть очень разной. Смотреть в окно машины и считать дома красного цвета или красные машины – это тоже игра.
Игра взрослого с ребенком в детстве дает ресурс для всей будущей жизни. Это отлично показано в фильме «Спасение мистера Бэнкса» про автора «Мэри Поппинс». На протяжении всей киноленты она вспоминает про игры с отцом.
Игра – это язык детства. Одно без другого невозможно. Лишенные игры дети становятся эмоционально незрелыми взрослыми. Это дети, незнакомые со своими чувствами, потому что только в игре ребенок осознает возможную глубину чувств.
Не требуйте от себя, взрослого, много. Игра все-таки должна приносить удовольствие. Когда взрослый тяготится, ребенок это считывает.
Но игра – это же понарошку. К сожалению, современные мы покрылись мхом такой взрослости, непозволения себе быть смешными, слабыми и несерьезными. Это очень сложно дается людям, которые привыкли к огромной ответственности в жизни. Но приходить домой, хохотать, дурачиться, играть с ребенком и от души веселиться может каждый родитель.
14 декабря, в 11 утра, Анна Покровская проводит тренинг «Игра в жизни ребенка» в пространстве для мам Secret_place_Kukushka (Киев, пр-т Соборности, 7а, офис 207). Анна расскажет, как решать проблемы с детьми через игру и научит, как играть, создавая привязанность и доверие.
«Освіта Нова» проводит розыгрыш одного приглашения от организаторов ивента на странице в ФБ по ссылке
https://goo.gl/CZfM6Q