Молодой учитель истории Игорь Лужецкий любит новаторские методы проведения уроков, задаёт ученикам честные вопросы и делает много профессиональных открытий. Однажды он решил провести эксперимент: ушёл из гимназии и устроился в самую обычную среднюю школу Санкт-Петербурга. Игорь хотел доказать себе и коллегам, что на российскую систему образования он смотрит вовсе не через розовые очки.
Пару лет назад я поставил сам над собой эксперимент: из любопытства пошёл попреподавать в самую обычную школу на самую обычную ставку самого обычного школьного историка. А то многие мне говорили, что в своих представлениях о педагогический реалиях российского образования я страшно оторван от народа. Всё, мол, потому что смотрю на эти реалии через розовые стёкла своей козырной гимназии. Вот и решил проверить, так ли это.
Мой эксперимент занёс меня во вполне приличную, но очень среднюю школу Северной столицы. Работая там, я узнал для себя много нового, хотя что-то уже было мне известно. Итак, по пунктам.
1. Существуют реально необучаемые дети. То есть совершенно неспособные к обучению. И с ними ничего нельзя сделать. То есть им даже нельзя поставить двойку за четверть, полугодие и год, потому что это сильно испортит статистику. Выгнать их тоже нельзя, потому что ни одна школа таким ученикам рада не будет.
2. Дети не должны знать и понимать предмет. Они должны осваивать программу. Осваивать, чтобы потом сдать экзамен, чтобы потом забыть всё, что было освоено.
3. Школьная форма и сменка — это очень важно. Настолько, что из-за их отсутствия ученика могут не пустить не только на занятия, но некоторых даже на Последний звонок.
4. Рассказать шестиклассникам про реформу Лютера крайне сложно. Ты или врёшь по сути или чего-то недоговариваешь. А главное, шестиклассникам никуда не упёрлась реформа Лютера, что вполне ожидаемо.
5. Уровень твоего педагогического мастерства оценивается, прежде всего, качеством написания программ, заполнения журналов и прочей бумагой.Пока дети сидят в классе тихо, всем плевать, чем ты там с ними занят на самом деле. Люди, преуспевшие в написании программ, на полном серьёзе считают себя хорошими педагогами.
6. Пять раз рассказав историю «по учебнику», ты сам начинаешь в это верить. Проверив 40 тетрадей, ты теряешь желание углубляться в предмет и вообще задаваться вопросами.
7. Через пару недель ты начинаешь замечать, что тупеешь. Ещё через две — ты стараешься этого не замечать.
8. Если то, что написано в журнале и то, что ты реально делаешь в классе совпадает — значит, ты превратился в машину.
9. Если за 1000 с небольшим рублей в месяц тебя активно «имеют» несколько человек, то ты или очень дешёвая проститутка, или классный руководитель. Правда, в качестве приятного бонуса ты сам можешь/должен проделывать то же самое с детьми и их родителями.
10. Главная установка школы — все выпускники должны сдать ЕГЭ. Всё направлено и нацелено только на это. Остальное не имеет никакого значения. На самом деле никакого.
11. Если к детям начать относиться по-человечески, то они сначала не верят в это, а потом пугаются. Половина из тех моих учеников была бы не против того, чтоб всё шло, как раньше.
12. Если спросить детей о том, зачем они здесь, то они не ответят. Ну, или скажут, что за образованием, но не скажут, как они понимают это слово.
13. Большинство учителей шикарно шутит грустные шутки.
14. Чем сильнее школа в плане образования, тем меньше она формализована. И наоборот — чем слабее, тем большее внимание уделяется внешней картинке: форме, сменке, аккуратности расстановки парт и политости цветов.
15. Двоемыслие — необходимое качество для работы в школе.
16. Желание послать всё к чертям — вечный спутник и фон учительской жизни.
17. Есть дети, которые каждый день заставляют тебя отложить посылание профессии ещё на пару дней. А потом ещё…
18. Несмотря ни на что, в школе много хороших взрослых. Это удивляет и вселяет надежду.