Вместе с экспертами и родителями рассказываем вам, как не нужно организовывать образование детей.
Этим летом в Москве прошёл «Фестиваль свободного образования». В заметках о фестивале руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марк Сартан отметил, что недовольные школой родители лучше понимают, чего в образовании нужно избегать, чем к чему нужно стремиться.
Они травмированы школой и рассуждают скорее в логике «от», чем в логике «к». Хотят, чтобы ребенок избежал того, что травмирует... Разговор о целях неизбежно сползает к разговору о способах и состояниях, окрашенному собственным опытом. Пусть ребёнку будет хорошо, пусть он будет сам собой, и вообще надо дать ему свободу. Которая тоже, впрочем, понимается не как самоценность, а как антоним принуждению.
Марк Сартан - руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»
На основе этих заметок и разговоров с экспертами мы собрали список причин, по которым детям неинтересно в школе. Но, конечно же, для каждого пункта мы также предложим конструктивные альтернативы.
Итак, чтобы детям не было в школе скучно и уныло, нужно не допускать ситуаций, при которых...
1. Ученики просто сидят и молча слушают учителя дольше пяти минут
Представьте: линейный ряд парт, вы, как и остальные, пришли с перемены, и теперь нужно резко изменить своё поведение. Вы должны молчать, сидеть смирно и концентрировать своё внимание на том, что говорит учитель, даже если это не очень-то интересно. Или совсем не интересно.
Конечно, среди учителей есть прекрасные ораторы, которых хочется слушать и слушать, но всё-таки взаимность коммуникации — важный аспект успешного обучения. Поэтому диалоговая форма при обсуждении той или иной темы всегда предпочтительней лекционной.
Чаще спрашивайте мнение учеников, просите их самостоятельно обсудить и понять, почему возникло то или иное правило, с чем связаны результаты того или иного эксперимента или события. Ученики не должны быть послушными истуканами!
2. Учеников оценивают по формальным критериям
Сооснователь Родительской лиги Нина Добрынченко-Матусевич подчёркивает: формализм не должен оказываться «сильнее правды и сути».
Обнаружив, что его оценивают не за интеллектуальную работу, а за формальную исполнительность, ребёнок быстро потеряет к обучению всяческий интерес, потеряет мотивацию добиваться чего-то, кроме нужной оценки.
Это происходит, когда при правильных решениях по математике снижают оценку за чистописание, а на литературе требуют технику чтения независимо от того, понимает ребёнок, о чём он читает, или нет, и вообще интересно ли ему.
Нина Добрынченко-Матусевич - сооснователь Родительской лиги
Формальный подход плох ещё и тем, что демотивирует детей, которые готовы искать интересные и оригинальные решения поставленных задач. Как отмечает заместитель директора екатеринбургской гимназии «Корифей» Мария Калужская, ребёнку точно будет неинтересно учиться, когда «приветствуются правильно-шаблонные ответы и решения по алгоритму».
3. Ученики механически зубрят материал, не понимая его
Наверное, у каждого в классе были люди, которые могли оттарабанить теорему Пифагора, но при этом терялись, когда им приходилось решать задания, где её нужно применить.
Знание наизусть какого-то постулата не должно быть прямой задачей ученика. Это должен быть результат его изучения предмета. Ученики запомнят всё, если будут понимать — это нужно для того, чтобы не тратить лишнее время и решать задания быстрее.
Но для начала не требуйте от них никакого зазубривания. Без должного понимания оно им не поможет.
4. Учеников подавляют, отчитывают и пугают «последствиями»
Школа — не тюрьма, а пространство для экспериментов и развития. Методы подавления, запугивания, принуждения — главное, против чего протестует большинство родителей. При этом зачастую сами родители невольно становятся заложниками подобных методов, требуя от ребёнка конкретных результатов из страха упустить возможности прямо сейчас и испытать отложенные эффекты в будущем. Родителям кажется, что ребёнок должен учиться ради своего светлого будущего, а не ради удовольствия, хотя все мы знаем, что это не взаимоисключающие параграфы. Порой такое отношение приводит к поистине занятному исходу:
...Это любопытно, насколько в сознание впечатан традиционный образовательный результат. Предлагаемые ему альтернативы воспринимаются с трудом… Мне встречалась «свободная» школа, которая по итогам года потеряла чуть ли не всех «клиентов»: родители недовольны тем, что дети «не учатся».
Марк Сартан - руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»
Как отмечает Мария Калужская, интерес к предмету важен, но на одном интересе далеко не уедешь. Ребёнку должно быть не только весело и увлекательно, но и трудно, и из преодоления трудностей тоже нужно научиться получать наслаждение.
...Это любопытно, насколько в сознание впечатан традиционный образовательный результат. Предлагаемые ему альтернативы воспринимаются с трудом… Мне встречалась «свободная» школа, которая по итогам года потеряла чуть ли не всех «клиентов»: родители недовольны тем, что дети «не учатся».
Мария Калужская - заместитель директора екатеринбургской гимназии «Корифей»
Учёба — это труд и преодоление, а школа призвана формировать в них устойчивую потребность. Получается далеко не всегда и не со всеми, потому что (перефразируя Ницше) у кого нет «зачем», тот не выдержит любого, даже самого комфортного «как».
5. От учеников требуют того, чему их не учили
Школа должна быть местом, где дети приобретают необходимые навыки. К сожалению, часто эти навыки рассматриваются в школе как нечто само собой разумеющееся, тем, что должна обеспечить семья и к чему школа отношения якобы не имеет.
Например, может быть, что в школе не учат планировать, запоминать, делать план и в то же время ставят двойки за то, что забыл спортивную форму или выгоняют из школы без сменной обуви. Вы уж сначала возьмите на себя труд научить ребёнка организовывать себя, собирать необходимые вещи исходя из плана завтрашнего дня, а потом требуйте.
Нина Добрынченко-Матусевич - сооснователь Родительской лиги
6. Ученики не имеют права сомневаться и задавать вопросы
Иван Грозный был плохим, а Пётр Первый — хорошим. А Октябрьская революция разрушила великую страну. Своё мнение о «Евгении Онегине» прочтите на странице 125.
И так далее, и тому подобное. Однозначные оценки и позиции, которые ученики просто обязаны усвоить, — бич гуманитарных наук в школе. И проблема даже не в том, что кто-то из учеников не согласен с каким-то выводом. Дело в том, что ему не дают сомневаться и спорить.
Когда образование касается таких неоднозначных вещей, как литературные произведения или исторические события, обязаловка крайне вредна. Она убивает интерес к темам, изучение которых напрямую способствует развитию самостоятельного и критического мышления у детей.
Школьникам нужно показать — вы ждёте от них не только усвоения материала, но живого размышления. Провоцируйте их, показывайте им, что устоявшиеся оценки зачастую оказываются просто штампами, объективность которых нужно проверять. Пусть дети спорят — с учителем и друг с другом, на уроке и после него. Если они знают, что от них ждут личных критических суждений, им точно не будет скучно.
7. К ученикам не проявляют интереса
Это не значит, что каждый учитель должен с каждым учеником быть постоянно милым, заботливым и предельно внимательным — на всех времени и сил не хватит. Задача учителя — разобраться в детях и понимать, что нужно для эффективной мотивации.
Есть два вида людей — те, кто учится «благодаря», и те, кто «вопреки». Для первых действительно важны позитивные стимулы, награды и аплодисменты; вторых нужно постоянно провоцировать и «подначивать», иногда даже брать на«слабо». Для таких сомнения и насмешки — только повод собраться, поднатужиться и превзойти хилые ожидания. Однако и для тех, и для других основой отношений с учителем должны быть уважение и доброжелательность. Не пресловутая «любовь к детям», а именно желание им добра: тогда и похвала не будет звучать фальшиво, и шутка не выйдет злой.,
Мария Калужская - заместитель директора екатеринбургской гимназии «Корифей»
Поэтому ребёнку неинтересно учиться в школе, если он сам не вызывает у школы (педагогов — хотя бы у одного-двух!) встречного человеческого интереса.