Татьяна Швец о том, как устроена финская система образования и почему главное в ней — это автономность учителя
Совсем скоро у моей дочки пройдёт вступительное собеседование в первый класс обычной школы в спальном районе. А мама в Финляндии просто заполнит электронную заявку, и местная мэрия зарегистрирует её ребёнка в школу. На его обучение финское государство будет тратить от 7 тыс. евро в год. На обучение моей дочки украинское потратит от силы 400 евро. Если, конечно, она наберёт достаточно баллов, чтобы попасть в первый класс.
Заместитель директора киевской школы "Афины" Татьяна Швец, неделю изучавшая опыт финских школ в городе Вантаа (пригород Хельсинки), рассказала о том, почему так легко влюбиться в финскую систему образования и возможно ли её скопировать.
— Когда финны вышли на первые места в PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учеников. — Фокус), всем стало интересно, как у них это получилось. Кто-то поехал, увидел их систему, рассказал, как там всё прекрасно. Ведь каждый видит то, что может, а порой — что хочет. И вот уже нужно развенчивать мифы о финском образовании, сформировавшиеся в Украине.
— Например, что в школах не задают домашние задания. Домашние задания есть с 1-го класса по 12-й. Мы общались с девочкой-старшеклассницей, которая рассказывала, что у неё нет времени на общение с подругами — всю неделю, кроме выходных, она учится. На самостоятельную работу там отводят как раз много времени. Мальчику из 11-го класса, который будет поступать на экономический факультет, дали три толстые книги по экономике, он их изучает сам. В младшей школе тоже есть домашние задания, их можно сделать в школе или дома.
Второй миф: дети всё время гуляют на улице. Да, они гуляют, но не только гуляют, они ещё много учатся. Мы были на уроке в третьем классе, это дети 9–10 лет. Урок длился 90 минут без перерывов — немыслимая вещь для нашей младшей школы.
— 3-й класс, урок Science. У всех детей планшеты, тетради, кто-то работает за компьютером. Учительница даёт задание. Дети сидят по двое или группками, кто-то один. Кто не хочет сидеть за партой, может сесть на карематик тут же в классе. Один ребёнок вообще вышел в коридор и там работал, потому что ему нужна тишина. И это не проблема, у них стеклянные перегородки, поэтому он всё равно остаётся в поле зрения. Учительница подходит к каждому, консультирует, подсказывает. При этом все свободно передвигаются, разговаривают между собой. В классе стоит лёгкий гул, но ощущения хаоса нет, все заняты делом. Преподаватель иногда хлопает в ладоши, в классе сразу воцаряется тишина — учительница даёт общие пояснения. В конце урока она надевает жёлтый жилет (она сегодня дежурная и гуляет с детьми на улице) и уходит. Детей никто не подгоняет, они одеваются каждый в своём темпе, и за учительницей, как горошины, покатились на улицу. Трое остались в классе, они так решили. За ними отдельно никто не присматривает.
— Это одна из основных целей финской школы — привить самостоятельность детям с раннего возраста. Там всё на это работает. В старшей школе был интересный момент. Урок математики, на котором ребята самостоятельно выполняли задание, а учительница спокойно ходила между столами, подходя к тем, кто поднимал руку. Время от времени ученики подходили к столу учителя, где лежала открытая тетрадь. Оказалось, что в ней расписаны решения задач. Ответ к задаче есть в учебнике, и если ученик не может получить его, то он подходит к столу и смотрит ход решения, пытаясь найти свою ошибку. Это не только не зазорно, это правильно. Он никому не мешает и знает, где найти помощь.
— Главное там — высокая степень доверия и ответственности, равенство и самостоятельность. Причём всё это часть системы, которая выстраивалась годами и работает весьма слаженно. Один из основных принципов — децентрализация. И школы, и учителя очень автономны. Национальное агентство образования выдаёт общий куррикулум, в котором указаны темы для изучения в младшей, средней и старшей школе. Но учитель сам решает, как их распределять и, естественно, как преподавать. На вопрос, чем же финская система отличается от других европейских, нам ответили: дети должны оставаться детьми, т. е. самими собой. Там нет давления и конкуренции, при этом каждому даны возможности для роста.
— Абсолютно не похож. Это серьёзный документ, над которым работают не меньше 300 учителей-практиков. Разрабатывается он в течение нескольких лет и обновляется каждые десять лет. В нём расписано, какими знаниями и навыками должен обладать ребёнок на каждом уровне обучения. По сути, куррикулум задаёт дух и направление. А преподаватель составляет свою программу с учётом местных особенностей. Потому что одна из их фишек — это вовлечение детей в социальную жизнь общины. Они должны знать, что тут происходит и как они могут участвовать в её жизни.
В соответствии с куррикулом преподаватель получает чёткую задачу, что, например, в течение трёх лет он должен по биологии пройти три темы: эволюция, биология и экология. Самый рядовой учитель сам создает программу по своему предмету. Каким образом он разведёт эти три глобальные темы на три года — его дело. В рамках тем учитель разрабатывает курсы. Чем больше школа, тем больше курсов. Мы были в большой школе, там обучается более тысячи учеников, и даже есть такой курс, как "Поход в лес". Как пошутил сам директор, "мы могли позволить себе и такой предмет". Работу преподавателя никто не проверяет. Мы задавали вопрос директору, следит ли он за тем, как учитель ведёт уроки. На что директор удивлённо ответил: "А зачем? Они получают хорошее образование. Они знают, что надо делать". Педагогическое образование действительно прекрасное, конкурс в вузы на соответствующие специальности один из самых высоких в стране, лишь 10% абитуриентов поступают.
Раз в год директор лично встречается с каждым из своих преподавателей. Перед этим учитель заполняет электронную форму, где отвечает на вопросы о проделанной работе, о выполненных задачах и будущих планах. Вот и всё.
Учителей никто не заставляет проходить курсы повышения квалификации, они сами принимают решение об этом, если чувствуют необходимость, и сами кооперируются в группы для того, чтобы делиться опытом. Зарплаты им за пройденные курсы никто не повышает, они привязаны только к стажу: 3 000 евро у новичка и 3 800 евро у опытного педагога. Работу в школе ценят, в том числе потому, что она оставляет много времени на саморазвитие. На вопрос, зачем вы повышаете свою квалификацию, преподаватели недоуменно отвечали: "Ну как, я же должен делать свою работу хорошо. Это же моя ответственность. Мне доверяют". Доверие и ответственность — краеугольные камни финской системы.
— Семья доверяет школе, школа — преподавателю, преподаватель — ученику, государство — системе образования. Детей учат принимать ответственность за своё обучение, и они знают, зачем учатся.
— Не соглашусь с этим. Для финского общества образование — само по себе ценность. Школа должна давать не только знания, но и жизненные навыки, прививать радость от обучения, умение учиться на протяжении всей жизни. Много внимания уделяется развитию разных компетенций: от элементарных навыков заботы о себе до умения учиться, точно выражать свои мысли, быть способным к социальному взаимодействию, адаптироваться в деловом мире, участвовать в жизни общества.
И да, они немного по-другому работают с мотивацией, потому что важен ещё один принцип — принцип равноправия. В Финляндии нет деления на сильных и слабых. Нет специализированных школ, классов. У всех есть равный доступ к знаниям. Кто-то успевает лучше, кто-то хуже, преподаватель должен выстроить урок так, чтобы интересно было всем. И это возможно делать в классе, где учится 22—25 человек, если ты умеешь организовать процесс. Более успевающие ученики могут объяснять материал менее успевающим. С маленького возраста детей приучают к тому, чтобы они абсолютно спокойно, не стесняясь, задавали вопросы, если что-то не поняли. Учитель всегда держит обратную связь с учениками, и его задача — сделать так, чтобы все поняли.
— Повторюсь, они исходят из того, что нет слабых и сильных учеников. И финны действительно много внимания уделяют поддержке ребёнка. Ведь у каждого есть свои особенности и сильные стороны. У кого-то хорошо с математикой, но он не очень самостоятелен. Кто-то хорошо организован, но у него хуже с математикой. Свою задачу учителя видят в том, чтобы у каждого ученика была возможность добиться результатов. Они называют это "почувствовать успех". Как сказала учительница, "у каждого ребёнка должен быть прогресс". Для этого у неё есть план для каждого: что, как, в каком периоде надо усилить, чтобы был прогресс. Это в чистом виде тьюторинг — помощь конкретному ребёнку, чтобы он стал лучше, исходя из его индивидуальных особенностей.
— В Финляндии есть три уровня коррекционной педагогики. Если нужно просто подтянуть ребёнка по какому-то предмету, скажем, ученик проболел пару недель и отстаёт, то для него составляют индивидуальный график дополнительных занятий. Каждый учитель раз в неделю выделяет время для ребят, которым нужна помощь в освоении материала. Следующий уровень — интенсивная поддержка. Сами педагоги решают, кому она нужна. Например, это может быть дополнительный урок финского языка для детей иммигрантов. А ещё городская мэрия по запросу учителей может выделить финансирование на специальную поддержку. Это третий уровень. Что касается детей с особенными потребностями, то они учатся в обычных классах, куда ходят с ассистентами. Но другие дети и их родители принимают решение, хотят ли они учиться в классе, где есть особенные ученики. Это святая для всех свобода выбора.
И в старшей школе эта свобода и ответственность за свой успех реализуются самим учеником. Он сам решает, нужна ли ему помощь педагога или психолога, а не наоборот. Если нужна помощь консультанта, то сам идёшь к консультанту. После 9-го класса ученик принимает решение, будет ли он получать профессиональное образование, или пойдёт дальше в высшую школу (10–12-й классы), чтобы потом получать академическое образование.
— Половина выбирает профессиональное образование, половина идёт в старшую школу. И кстати, если ребёнок после 9-го класса не определился, он может остаться ещё на один год в 9-м классе. Дети, которые выбирают старшую школу и собираются получать академическое образование, знают, зачем им учиться. Если кто-то бездельничает, то это его выбор, заставлять никто не будет. Низкие балы в сертификатах влекут проблемы с поступлением. Все это понимают и, мне показалось, в старшей школе дети прекрасно мотивированы.
— На каждом уровне от начальной до старшей школы свой набор предметов. Так, в средней школе их 18. В старшей 72 предмета, из них 49 обязательные. В начальной школе, хотя не с первого класса, появляются предметы по выбору. В младшей школе это второй иностранный язык, арт, спорт. В средней школе (7–9-е классы) также есть предметы по выбору: в седьмом классе таких два, в восьмом — три, в девятом — четыре. С 7-го класса в финских школах отдельным курсом преподают "Как узнать свои сильные стороны", в 8-м классе этот предмет немного изменяется и уже больше выглядит как предпрофориентация. В 9-м классе он звучит конкретно: "Кем ты хочешь быть".
Вообще, финское образование очень навыкоориентированное. Например, есть предмет "Домашняя экономика". Дети учатся покупать билеты, одежду, как и где найти товары дешевле, как вести домашнее хозяйство. Музыка и творчество у них до 12-го класса, а не как у нас до 8-го. При этом на группу предметов, в которую входят предметы "арт" и те, что развивают практические навыки, в средней школе, например, приходится 62 часа, а скажем, на математику — 32 часа, и родной язык – 14 .
— У них другой принцип: учёба должна приносить радость, а не мучение. Ребёнку на уроке нужно создать такие условия, чтобы он был спокоен, уравновешен, чувствовал себя в безопасности. Финский учитель в этом плане очень гибок, особенно в начальной школе. Нам одна учительница рассказывала: "Я прихожу в класс и смотрю на настроение детей. Если я запланировала что-то, но вижу, что психологическое состояние класса такое, что мой план не сработает, то у меня есть возможность изменить ход урока". План урока они, как мы, не пишут. Учителю важно, чтобы в конце года обязательные темы были пройдены, дети обладали необходимыми навыками. Причём учитель начальной школы сам решает, когда и как дать ту или иную тему, вплоть до того, что может перенести её на другой год. Главное, чтобы куррикулум начальной школы был освоен в течение 6 лет (1–6 классы — начальная школа Финляндии).
— В Финляндии есть общегосударственная электронная система Wilma. Когда ребёнку исполняется 7 лет, родители подают электронное заявление в местные органы власти о том, что хотят отправить сына или дочь в школу, как правило, ближайшую к дому. Органы местной власти, а не школа или директор регистрируют ребёнка в системе, и с этого момента здесь отслеживается его образовательный путь. В этой же системе происходит обратная связь с родителями — они видят оценки ребёнка, комментарии учителей. Родители встречаются с преподавателем в начальной школе два раза в год (учитель — ребёнок — родитель/опекун). Вместе обсуждают цели, планы, что получилось или нет. Перед встречей ребёнок проводит самооценку. В средней и старшей школе такая встреча проходит один раз в год. В младшей школе родители более вовлечены, но это их инициатива: организовать благотворительную акцию, экскурсию и т. д.
— В Финляндии нет строгой привязки к предмету, скорее, речь идет о темах, которые изучаются в курсах. По окончании курса проводят контрольную работу. Форму выполнения текущих заданий дети могут выбирать сами. Если ребенок категорически не хочет писать эссе, он может выбрать другую форму — видео, презентацию, интервью. Новый куррикулум, вступивший в силу в 2016 году, изменил акценты в оценивании. Сейчас оценка нацелена не столько на конечный результат, измеряемый количеством баллов, сколько на сам процесс. Оценка — как метод стимулирования к учёбе. В конце каждого курса учитель-предметник пишет отчёт об успехах ученика: достиг ли своей цели ученик. В начале изучения какого-либо курса, учитель-предметник обсуждает с учеником, как он хочет изучать курс, каким видит результат (эссе, видео, презентация). Это даёт возможность ребёнку продемонстрировать свои знания, навыки любым интересным и доступным ему способом. Плюс есть двухчасовой тест в конце каждого курса. Оценка за курс — это интегральный бал за работу. До 6-го класса есть только вербальная оценка.
— Возможно, такое мнение связано с тем, что они больше не лидируют в PISA. На что сами финны говорят: "Нас это не беспокоит, потому что мы знаем, наша система работает". Что касается нового куррикулума, то он меняется каждые десять лет. Общество к этому уже привыкло и воспринимает как само собой разумеющееся, ведь мир не стоит на месте, и школа должна все время развиваться. Над новым работали не один год. Обсуждение велось в электронном виде через Интернет. И как говорят финны, "Мы не потеряли ни одного ценного мнения". Новый куррикулум основан не на преподавании, а на обучении, когда ученики не получают готовые знания (пассивно), а как бы "добывают" их (активно). В основу положено изучение не предметов, а феноменов в комплексе проявлений. Например, вода — это и физика, и химия, и биология, и здоровье.
— Они только в начале пути. Школы пробуют. Та, в которой были мы, образцово-показательная, её преподаватели экспериментируют с 2014 года. Они начали вводить интеграцию тем в виде проектной деятельности в старшей школе. 10-й класс — 140 учеников. Сначала всех протестировали, определив, кто экстраверт, интроверт, креативщик, исполнитель, лидер. После поделили учеников на группы по 5–6 человек. Каждый преподаватель, участвующий в проекте, вёл 3-5 групп. Первым был вводный курс о том, что такое проект, кто какие роли там исполняет, каков процесс проектной работы. На шесть недель было составлено расписание. В пятницу ученики получали задание, в понедельник проходили тест на знание базовых понятий по теме (индивидуально и в группе). Преподаватель при этом выполняет роль тренера, тьютора, но не учителя. Он помогает, но не учит. Ученики сами принимали решения, каков будет конечный результат недельной работы, как они будут его презентовать. Сами решали, что и как они будут делать в течение недели. В пятницу проходила презентация недельной работы и снова задание на следующую неделю.
— Например, был проект "Сумасшедший учёный", который объединял географию, физику и английский язык. Дети делали физический прибор, измеряющий географические явления. Презентация проходила на английском. Потом должны были построить 3D модель планеты, демонстрирующую эволюцию Земли. В этот проект интегрировали геометрию, биологию и арт. В рамках проекта "Психическое здоровье" дети должны были разработать саму кампанию по психическому здоровью, привлечь к ней внимание общества, найти финансирование, осуществить её. В этом случае в связи шли биология, физиология, психология.
— Дети учатся учиться, узнавать себя, изучать явления в комплексе, работать в команде. А обучение в команде — это "фан", это увлекательно и повышает мотивацию. Нарабатывается ценность "мы" вместо "я" плюс ответственность за общий результат.
— Для них это тоже вызов и побуждение к развитию. Они больше сотрудничают с коллегами, осваивают роль тьютора, ищут дополнительные пути повышения мотивации учеников. Большинство понимает, что изменения необходимы. Но, безусловно, есть и такие, которые не хотят меняться. Но на них никто не давит. Создаётся группа людей, которым вместе интересно, и они реализуют проекты, а потом к ним постепенно присоединяются остальные.
— Если бы я работала в обычной средней школе, то, наверное, была бы в восторге. Но поскольку я работаю в школе, которая сама занимается проектами не первый год, то меня очень интересовала конкретика, что можно применить уже завтра. Как интегрированное преподавание можно реализовать в наших обычных школах, я не представляю. Пока учитель зажат в рамки предметов, часов, расписания, контроля сверху и не имеет возможности для свободы творчества, финский опыт масштабно не применим.
— С одной стороны, мы были в лучших школах. С другой стороны, если честно, они нехотя говорили о проблемах. Думаю, как минимум одно объяснение этому есть. У них хорошо развит образовательный туризм, школы привыкли, что к ним приезжают за позитивным опытом, и его презентуют в первую очередь. Проблема мотивации детей к обучению, мне показалось, у них всё же одна из основных.
— У них система, которая даёт результаты, но они её выстраивали 40 лет. Копировать её не нужно и нет смысла. Они и стартовали с других позиций, и общественные ценности тогда и сейчас у нас и у них разные. У нас в обществе образование не ценится.
— К сожалению, в нашей стране наличие диплома не всегда, а, скорее, как исключение равно образованности и профессионализму. И это из разряда вечных вопросов: для того чтобы изменить общество, нужно изменить школу или для того, чтобы изменить школу, нужно изменить общество.
Но проблема даже не в том, какую модель брать за основу. Сейчас наши дети в школе изучают предметы в таком объеме, который не учитывает их возрастные и психологические особенности, а возможности выбора нет. После уроков некоторые идут в клубы, кружки, мастерские, где отрабатывают те же скилы, которые финская школа даёт школьникам в рамках учебного процесса. Часто именно в таких местах и сосредоточены ответственные, креативные учителя, способные обучать иначе. Однако там они работают с 20–25 ребятами в режиме раз-два в неделю. Пока у нас в государстве не будет дана свобода учителям самостоятельно формировать программу, как в Финляндии, ничего не изменится. Как только это отпустят, креативные специалисты смогут вернуться в школы и делать то, что сейчас они делают точечно.
— Они обречены, пока учителям не дадут автономию и не уберут тотальный контроль, огромное количество мероприятий, спущенных сверху, — всю эту практику, тянущуюся с советских времён. Я хорошо помню: когда распался Советский Союз, возникло ощущение бесконтрольности и возможности творить. Потом рамки выстроили заново и снова стало не до развития детей. К счастью, нашлись смельчаки, открывшие частные школы, которые сегодня имеют свою, не худшую, чем в Финляндии, практику.
— Как историк скажу: когда освободили крестьян от крепостной зависимости, одни пришли к барину и сказали: "На кого ты нас покинул?", а другие использовали свой шанс. Конечно, кому-то нынешняя система удобна. Им сказали, они делают. Но менять её нужно ради тех, кому она не нравится. Учитель, находящийся в рамках, такого же зажатого, несвободного человека и воспитывает. И, кстати, он становится потом требовательным родителем.
Читайте также: Школа жизни. Лилия Гриневич о том, насколько реально сделать украинскую школу принципиально новой— Всего. Чтобы было комфортно, чтобы давали знания, чтобы уважали, чтобы научили всему, чему только можно. Так вот в финской системе на одного ученика государство тратит 7 тыс. евро в год минимум и максимум 21 тыс. евро. У нас в среднем 400 евро. Комментарии излишни. Алексей Греков (директор школы "Афины". — Фокус) говорит: "Отпустите нас, дайте нам свободу и возможности, и мы построит рядом с вами параллельную вселенную. Нельзя поменять старую систему. Она должна умереть, а рядом должно создаваться что-то новое". Я с ним полностью согласна.