На свою первую практику на производстве первокурсница Валя Шиненко, студентка киевского ВПУ №33, устроилась перед новогодними праздниками. Работу предложил ресторан в Ирпене, получивший крупный заказ на выпечку. За два дня Вале и ещё нескольким студентам нужно было разрисовать полторы тысячи пряников разными, не повторяющимися узорами. "Благодаря этой "школе жизни" я поняла, что на работе важно быть сконцентрированной: нельзя всё бросить и уйти, пока не выполнишь заказ, нужно мыслить творчески, фантазировать", — рассказывает студентка ВПУ №33.
Это учебное заведение входит в экспериментальную группу из трёх училищ, на которых обкатывается дуальная система профессионального образования. Дуальная, она же двойная, подразумевает, что студент и учится, и работает в условиях реального производства, причём практика занимает 70–80% учебного времени — на 10–20% больше в сравнении с принятым госстандартом. Таким образом работодатели имеют возможность влиять на уровень квалификации студента, который, благодаря накапливаемому опыту, к выпуску обладает необходимыми для работы навыками и знаниями. На дуальную систему делает ставку Министерство образования и науки (МОН), ведь с помощью данной модели обучения можно модернизировать учебные заведения, уменьшить разрыв между академическими знаниями и запросами рынка труда, трудоустроить выпускников и повысить престиж училищ.
В эксперименте, который начался в 2015 году, кроме киевского ВПУ участвуют также Львовское высшее профессиональное художественное училище и Запорожское машиностроительное высшее профессиональное училище. В этих учебных заведениях выбрали по одной специальности, и студенты одной или двух групп учатся по дуальной системе образования. В киевском ВПУ №33 в эксперименте участвует специальность "повар-кондитер". Учёба по дуальной системе выглядит так: первый курс у студентов начинается с месяца теории, затем три месяца они практикуются, во втором полугодии цикл повторяется. На втором курсе схема обучения такая же: три недели теории, три месяца практики и защита диплома. Практика включает в себя работу в лабораториях на территории училища и последующую стажировку на предприятиях.
От обычной практики дуальная отличается тем, что между студентом, предприятием и училищем заключается трёхсторонний договор. По его условиям студенту платят зарплату, 50% которой предприятие обязано перечислить училищу. Как рассказывает Юля Музыченко, студентка ВПУ №33, во время такой практики она гарантированно получает минимальную зарплату, на втором курсе студенты зарабатывают больше, так как уже имеют опыт.
100 млн грн выделено из госбюджета в 2018 году на обустройство учебно-практических центров
Стандартный рабочий день повара длится 12–14 часов. Когда студенты училищ устраиваются на практику, часто им ещё нет 18 лет, а в трудовом законодательстве есть ограничения на работу несовершеннолетних, поэтому ребята начинают с 6–7-часового рабочего дня. Учатся они быстро. Работать Юля начинала в столовой завода "Электронмаш". Сначала жарила блинчики, а уже через две недели сама "стояла на процессе": готовила салаты и выдавала их, выдерживая при этом большой поток посетителей по 12 часов в сутки.
Преимущества дуальной системы Фокусуописывает Светлана Косенко, мастер ВПУ №33. Для студентов зарплата — очевидный стимул качественно работать. 99% выпускников устраиваются на предприятия, где практиковались во время учёбы. Благодаря практике они лучше усваивают теорию. Училище тоже в плюсе, так как получает дополнительный доход от перечислений предприятий, а также экономит собственный бюджет за счёт уменьшения часов теории. Недостаток один: когда студент три месяца находится вне стен училища, у мастеров нет возможности отслеживать его прогресс, оперативно корректировать знания.
Дуальная система образования — немецкое изобретение. Её корни уходят в средневековую практику, когда подмастерья учились и работали в цехах; на государственном уровне эта система была принята в ФРГ в 1960-х. Сейчас в Германии по ней учится половина студентов, которые осваивают более 300 профессий. По данным Destatis, Федерального офиса статистики, в 2017 году между студентами и предприятиями заключены более 500 тыс. договоров, две трети из них приходятся на малый и средний бизнес. Благодаря этому в Германии высокий уровень занятости молодёжи: лишь 6,6% безработных. Неудивительно, что другие страны перенимают этот опыт — к примеру, с 2015 года внедрением дуальной системы занимаются в Словакии.
На данный момент в нашей стране с элементами дуальной системы работает около 250 училищ (треть от общего количества ВПУ), к ним присоединяются и вузы разных профилей. Параллельно МОН вкладывается в модернизацию заведений профобразования: в 2018 году выделено 100 млн грн на обустройство 50 учебно-практических центров — вдвое больше, чем в предыдущие годы.
Активным лоббистом дуальной системы в нашей стране выступает Германия, в частности Немецко-украинская промышленно-торговая палата и отдельные компании, которые имеют представительства в Украине. Аргументы работодателей очевидны: профессиональное образование у нас непрестижно, квалификация выпускников училищ и колледжей оставляет желать лучшего. Найти хорошего специалиста трудно и из-за трудовой миграции в Евросоюз. К тому же профессиональное образование в Украине не успевает за развитием индустрий, появлением новых технологий и специальностей. Студенты учатся на устаревшем оборудовании, когда они приходят на предприятие, их приходится переучивать. "Образовательная ниша специальностей по монтажу и проектированию светопрозрачных конструкций фактически пуста. Этих специалистов в Украине не готовят в заведениях среднего технического образования. А дуальная система могла бы решить данный вопрос в течение двух-трёх лет", — говорит Алексей Биленко, заместитель директора по международным проектам компании Rehau.
Лоббируя дуальную систему, работодатели сотрудничают с училищами и вузами напрямую — финансируют модернизацию лабораторий и организовывают практику для студентов. Также компании работают с МОН, если нужны более масштабные изменения. Например, компании "Хенкель Баутехник Украина" нужны специалисты по утеплению домов, которых у нас в стране не готовили. По её предложению в перечень специальностей добавили "инсталлятор систем утепления", написали шесть учебников, а министерство определило 30 училищ, где теперь обучают этой профессии.
Хотя эксперименты длятся с 2015 года, до полноценного внедрения дуальной системы в украинское образование далеко. В сентябре 2018-го министр Лилия Гриневич только представила концепцию, а в декабре на общественное обсуждение выставлен проект "Типового договора о получении профессионального образования по дуальной форме".
У разработчиков концепции есть несколько проблем, о которые они "спотыкаются". Самая главная из них — статус учащегося по дуальной форме образования. Является ли он студентом, который проходит практику на предприятии, или же это работник предприятия, который учится в свободное время? Как рассказывает Юлия Епифанова, эксперт директората профессионального образования в МОН, от выбора статуса будет зависеть и тип трудового договора, и организация учебного процесса, и объём денежного вознаграждения или зарплаты, который получает учащийся. Другая проблема состоит в том, что, вне зависимости от статуса, далеко не все работодатели хотят принимать на работу или практику несовершеннолетних, поскольку они нуждаются в большем внимании, индивидуальном рабочем графике и дополнительных социальных гарантиях.
Особенно острая проблема — отработка учащимися после окончания срока обучения. Работодатели, которые финансируют модернизацию училищ и платят студентам, хотят, чтобы их вложения приносили прибыль. На этом настаивают представители пищевой промышленности, машиностроения, агросектора. В проекте типового договора есть пункт о годичной отработке после получения диплома, но этот вопрос ещё обсуждается. "Аргументы работодателей можно понять, ведь они вложили средства в обучение ребёнка и не хотят, чтобы он уехал работать за границу, но и принудительная отработка противоречит праву каждого человека на выбор места работы", — делится мнением Юлия Епифанова.
Дуальная система образования — немецкое изобретение. Её корни уходят в средневековую практику, когда подмастерья учились и работали в цехах; на государственном уровне эта система была принята в ФРГ в 1960-х. Сейчас в Германии по ней учится половина студентов
Есть сложности и с высшими учебными заведениями. Если в училищах практика традиционно включена в учебный процесс, то в вузах её гораздо меньше, а разрыв между академической программой и реалиями работы предприятий гораздо больше. Тем вузам, которые хотят внедрять элементы дуальной системы, нужно обновлять учебные программы, формулировать актуальные на рынке труда компетентности, которыми должен обладать выпускник, а также согласовать выбор специальностей. Всё это требует взаимодействия с работодателями.
Вузы, которые уже сотрудничают с ними, указывают на более специфические проблемы. Студенты Харьковского национального аграрного университета имени Докучаева проходят практику в агрохолдингах и у фермеров, и их на всех откровенно не хватает. По словам проректора Станислава Василишина, на 3 тыс. студентов этого университета в Харьковской области приходится около 500 аграрных предприятий, из которых не более 150–200 готовы принимать молодёжь на практику и обучать её с прицелом на будущее. "У многих предприятий нет стратегического видения, они думают только на краткосрочную перспективу: собрать урожай и получить прибыль. С нашей стороны тоже есть проблемы: большинство преподавателей переживают за сохранение численности студентов, учебных часов и, соответственно, ставки. Они выступают за то, чтобы студент учился не у фермера, а на стационаре", — говорит Василишин.
Модернизируя профессиональное образование, Украина пытается запрыгнуть в последний вагон быстро уходящего поезда технологий. Ведущие аналитические агентства предупреждают, что практически все индустрии стремительно роботизируются. По данным McKinsey Global Institute, потенциальная автоматизация в пищевой отрасли составляет 73%, производства — 60%, агросектора — 58%. Это означает ещё большую актуальность дуальной системы обучения для украинского профессионального образования. Ведь студентам, которые хотят работать по специальности, нужно отслеживать передовые технологии. Если их учебное заведение располагает устаревшим оборудованием, сделать это они смогут, лишь практикуясь на предприятиях. А эксперимент с дуальной системой доказывает её эффективность: и Валя Шиненко, и Юля Музыченко воодушевлены учёбой и связывают своё будущее с выбранной профессией повара-кондитера.