Да, во многом родители, стиль воспитания, атмосфера в семье, ее ценности, взаимоотношения и т. д. влияют на формирование личности ребёнка, характера и отношения к миру. НО! Нужно учитывать тот факт, что есть индивидуальные особенности детей, которые носят ВРОЖДЕННЫЙ характер.
В середине 20-го века А. Томас и С. Чесс провели очень глубокое и лонгитюдное исследование темперамента личности детей. Ох, как бы я хотела когда-нибудь принять участие в таком масштабном исследовании в качестве исследователя, но сейчас не об этом.
В результате было доказано, что существует ряд детских особенностей, которые не являются «ошибками воспитания»:
1. Физическая активность или пассивность ребёнка.
В современном обществе я все чаще и чаще слышу от родителей про СДВГ, но разбирая ситуацию глубже, я понимаю, что этот диагноз они ставят ребёнку сами, лишь потому, что тот чересчур активный. Таких детей надо просто увлекать спортом, прогулками, подвижными играми на воздухе и т. п. И, кстати, Паровозик Пип из проекта Сила Сказки тоже подойдёт.
2. Ритмичность или регулярность поведенческих реакций.
К этому относится то, хочет ли ребенок есть в одно и то же время, легко ли его приучить засыпать в определенное время.
Если вы столкнулись с неритмичностью, то рекомендую уже с 3-4 лет составлять режим дня и следовать ему без нарушений. Так к школьному возрасту у ребёнка выработаются условные привычки (вставать в 7 утра, например).
3. Приближение или удаление – реакция на новые стимулы.
Приближение проявляется в положительных эмоциях – ребенок улыбается, увидев новую игрушку и хочет подойти к ней, чтобы взять ее. Удаление 0 наоборот, ребёнок отрицательно реагирует на что-то новое и хочет как можно дальше оказаться от этого (плачет, пугается, убегает, прячется).
Я не рекомендую родителям давить на своих детей, чтобы те были смелее, это может усугубить страх.
Лучше в игровой форме обучить его контактировать с объектом, снять эту тревогу и страх перед неизвестностью.
Читайте также: Восемь шагов к формированию у ребенка веры в себя
4. Адаптивность или приспособляемость. Речь идет о лёгкости и быстроте, с которой ребёнок может изменить своё поведение в ответ на изменения, которые происходят вокруг. Например, некоторые дети адаптируются к детскому саду за две недели, а кому-то нужны месяцы и даже занятия с психологами, чтобы принять новую среду, приспособиться к ней и со временем начать получать удовольствие от своего нахождения там.
5. Интенсивность реакций.
Это то, насколько сильно ребёнок выражает радость, недовольство, печаль и т. п. Это тоже нужно учитывать в воспитании и обучении. Ребёнка, который ярко выражает свой гнев, следует учить ПРИЕМЛЕМЫМ способам его выражения, а того, кто их не проявляет, нужно обучать их проявлять и внимательно прислушиваться к нему.
Обучение эмоциям = развитие эмоционального интеллекта.
6. Порог реактивности.
Это, например, то, насколько должно быть шумно, чтобы ребёнок устал или легко ли его рассмешить, в общем, чувствительность ребёнка. Некоторые дети слишком чувствительны им нужно совсем немного, чтобы услышать вас и отреагировать. А есть те, которые реагируют только тогда, когда к ним подходишь и проявляешь яркий стимул – прикасаешься рукой, например.
Это вовсе не значит, что ребёнок нас намерено не слышит, просто его порог реактивности может быть низким.
Попробуйте с ним договориться о кодовом слове или действии, которое будет обозначать «я переключил своё внимание на тебя и слушаю».
7. Настроение.
Да-да, настроение тоже может быть врождённой особенностью ребёнка. Я знаю несколько взрослых, для которых нормальное состояние то, что для меня суперхорошее настроение. И наоборот. Подумайте, что радует вашего малыша, и не печальтесь, если он пребывает в меланхоличном настрое.
8. Отвлекаемость.
Это то, насколько эффективны ваши действия для изменения поведения ребёнка. Например, легко ли переключить внимание ребенка, когда он плачет (успокоить, показать что-то интересное). Есть дети, которые застревают в этом состоянии, и не стоит их винить. Это особенность их нервной системы (долго протекают нервные процессы). Не раздражайтесь. Просто будьте рядом и помогайте ему успокоиться, а уже после ОБСУЖДАЙТЕ случившееся.
9. Усидчивость и настойчивость.
Это два взаимосвязанных компонента, которые проявляются в том, насколько долго ребёнок может заниматься одним и тем же делом и склонен ли он продолжать что-либо делать, если возникают трудности.
Да, и это тоже может быть врожденным – детская неусидчивость. И да, я понимаю, что эти особенности трудно принять, так как они могут сильно повлиять на обучение ребёнка и его потенциал.
Но когда я говорю принять, я не имею в виду смириться. Принять – это знать о наличии такой особенности, не критиковать ни себя, ни ребёнка и что-то с этим делать. Играть в игры, которые способствуют развитию внимания, выполнять с ребёнком ВМЕСТЕ сложные задачи, доводить дела до конца и создавать зону ближайшего развития.
Ваша внимательность, отзывчивость и любовь, конечно же, могут повлиять на эти врождённые особенности, но врожденные не равно приобретённые из-за «ошибок воспитания». Так что давайте меньше винить себя, любить своих детей и читать правильные статьи.