Лишь разобравшись со страхами и ожиданиями, переходите к анализу имеющихся вариантов
В последнее время потоком идут вопросы о выборе школы – чаще альтернативной. И это тревожит. Образование сейчас в глубоком кризисе, но анализ информационного поля и общение с родителями убеждают меня, что дело не только в этом.
В вопросе образования родители оказались между двух огней, каждый из которых обжигает все сильнее. Первый из них – ужас, активно нагнетаемый вокруг системы образования. Неудовлетворительное качество процесса и результатов обучения, несоответствие задачам будущего, коррупция, буллинг, неадекватное поведение учителей, детей и родителей – скандалам, страхам и недовольству нет конца.
Насмотревшись новостей или начитавшись соцсетей, мы искривляем свое восприятие: преувеличиваем существующие недостатки, слишком быстро интерпретируем неочевидные ситуации и видим проблемы, о которых слышали или читали, даже там, где их нет. И это естественно: мы биологически устроены так, что негативные эмоции и информация воспринимаются острее, имеют приоритетное значение для мозга. А когда речь идет о безопасности наших детей, субъективная значимость даже незначительных фактов возрастает в разы.
Мы начинаем искать что угодно, лишь бы не классическую школу
Поддавшись эмоциям, мы не способны рассуждать трезво, анализировать ситуацию, строить долгосрочные планы. У нас включается режим «спасайся кто может», и мы начинаем искать что угодно, лишь бы не классическую школу. Не самое лучшее состояние для принятия важных и долгосрочных решений, не так ли?
То же происходит и в случае, если у родителей есть личные травмы, связанные со школьной жизнью. Мы склонны переносить на детей собственные страхи, неприязнь, обиды: проваливаясь в травматические воспоминания, мы воспринимаем ситуацию некритично и оказываемся не в состоянии увидеть, что на самом деле ребенок нечувствителен к такого рода проблемам, или их больше не существует в реальной жизни. И тогда призраки из нашего прошлого руководят выбором будущего для наших детей.
Второе пламя старательно раздувают маркетологи: образование – выгодный бизнес, вокруг которго разворачиваются настоящие маркетинговые войны. А мы не всегда об этом помним, а значит не способны это увидеть и скорректировать свое восприятие.
Маркетологи тоже успешно апеллируют к нашим эмоциям. Пугать потенциальных клиентов историями о государственных школах или о конкурентах? Почему бы нет. Но этого мало — в ход идут и пряники. Лента соцсетей, реклама, посещение частной школы — и вот мы уже в восторге. От престижа, красоты, улыбок и счастливых лиц, драйва или эксклюзивности... точек притяжения много, и они разные.
Современные помещения и эмоциональные отзывы хороши, но могут ли они стать единственным фактором выбора школы? Если, конечно, эмоциональная составляющая не является для вас доминантной ценностью.
Мне очень импонируют школы, в которых очерчены те ценности и принципы, на которых строится взаимодействие с детьми и родителями. Такие учебные заведения способны четко артикулировать, с какими знаниями, умениями и навыками мой ребенок выйдет оттуда, они апеллируют к разуму, а не только к эмоциям.
И именно исходя из сочетания разума и эмоций, я рекомендую выбирать школу. Поэтому сохраняйте спокойствие и:
Проанализируйте свои негативные ожидания от образовательной системы. С чем они связаны? Имеют ли они реальные и конкретные очертания или скорее навеяны информационным полем или травматическим опытом — вашим собственным или знакомых? Разложите страхи по категориям и учитывайте только на те, которые связаны с вашей текущей ситуацией и с вашим ребенком.
Как можно четче сформулируйте ожидания от школы. Чего вы хотите для своего ребенка? Знаний? Эмпатии? Навыков XXI века? Драйва? Окружения? Вентилируемых помещений? Составьте свой список и ранжируйте его по степени значимости отдельных пунктов.
И лишь разобравшись со страхами и ожиданиями, переходите к анализу имеющихся вариантов.