Основатель Leman Manhattan Preparatory School рассказывает, как устроено образование в глобализированном мире
Учеба за границей становится популярным трендом, и Джонатан Маккой, основатель Leman Manhattan Preparatory School, знает об этом все. Главная цель школы — воспитать гражданина мира, умеющего самостоятельно принимать решения. Как к этому прийти, Джонатан объяснил в эксклюзивном интервью WOMO.
Студенты приезжают учиться в США из-за процессов глобализации. Мир стал меньше, специалисты ездят по разным странам, общаются с представителями других культур, да и компании стали мультинациональными.
И родители хотят, чтобы их дети стали конкурентоспособными на мировом рынке труда. Чтобы этого добиться, нужно отправлять их в университеты с международным узнаваемым именем. Люди стараются попасть в Оксфорд и Кембридж в Англии или Гарвард, Принстон, Коламбия в Америке, этот тренд усилился за последние 20 лет. Сейчас в Америке учится больше 1 миллиона иностранных студентов, с 2000-2001 года этот показатель удвоился.
Это происходит по ряду причин. Во-первых, семьи понимают, что детям нужно учить английский как международный язык бизнеса. Во-вторых, многие американские университеты охотно принимают иностранцев. Там они могут получить теплый прием, почувствовать себя в Америке как дома и научиться не только английскому, но и навыкам критического мышления.
Это повлияло и на среднее образование в США: чтобы поступить в престижный вуз, нужно закончить престижную школу. Образование в Америке прошло через колоссальные изменения за последние 20 лет. Традиционно ученики ходили в частные школы. Многие из них находились в сельской местности и давали сильный академический бэкграунд, при этом не приветствовали иностранных студентов. И не обеспечивали возможностей обмена культурным опытом, что, по моему мнению, должны обеспечивать школы высокого уровня. Поэтому Leman School мы открыли в Манхэттэне. Там 75% учащихся из Нью-Йорка, то есть это действительно американская школа, но 25% — это иностранцы. Мы берем тех, кто действительно нацелен на то, чтобы попасть в престижный университет.
Джонатан Маккой и Оксана Чмыхало, учредитель агентства BN Education Group
Большинство из Китая, за ним следует Индия и Восточная Азия. Есть студенты из Западной Европы, их меньше. В целом, 50% студентов — из Китая и Индии. Для нас важно, чтобы в одной школе учились люди с культурными и социально-экономическими различиями. У нас учатся и дети дипломатов и знаменитостей, и дети из обычных семей.
Один из трендов образования в XXI веке — обучение таким навыкам, как глобальная осведомленность, креативность и инновации, информационная грамотность, в противовес усвоению знаний. Соответствуют ли школы этим требованиям?
Лучшие из школ соответствуют. Американская система образования отличается от европейской. Я изучил многие системы образования, большинство из них традиционны, там дают знания. Но американская система несколько десятилетий назад стала развиваться в направлении обучения навыкам критического мышления, это то, чего хотят топовые университеты. Если поговорить с представителями Гарварда, они скажут, что ищут тех, кто умеет критически мыслить.
Идея в том, что что бы ни изучал студент — физику, литературу, математику, — он в первую очередь должен учиться думать, потому что в университете от него будут требовать именно этого. Старая система обучала предметам, но она устарела, она не приведет вас в престижный вуз.
В младших классах нашей школы все пяти-шестилетние ученики берут уроки игры на скрипке и изучают китайский язык. Играя на скрипке, они развивают слух и разбираются в музыке. А в китайском очень много тонов, эти навыки перекликаются. И детям становится проще понимать другие языки, мы не стремимся научить их идеально говорить по-китайски, а даем базовые навыки, которые помогают им в дальнейшем обучении.
Джонатан Маккой
Исследования по этому вопросу радикально изменились за последние 20 лет, когда я учился, сильных учеников отделяли от слабых и отправляли на отдельные курсы. Теперь подход совсем другой: сейчас учителя получают дополнительные инструкции, как вести себя с разными учениками. Учитель должен понимать сильные и слабые места каждого независимо от его уровня и в тех вопросах, в которых он сильней, отдавать ему ведущую роль в классе, а те, в которых он слабей, изучать оптимальным для него способом. Также принимаются во внимание все стили обучения. Возьмем, например, ребенка-интроверта, который не очень хорошо разбирается в математике. Он может это подтянуть в работе за компьютером, а более социально активный ребенок сможет улучшить свои навыки, занимаясь в группе. Получается динамичный класс, в котором дети много двигаются и чувствуют себя вовлеченными в разные активности. Формат «от равного к равному» набирает популярность, он способствует индивидуальному росту каждого ученика.
Это ответственность школы. И речь идет не только о физической безопасности — двадцатичетырехчасовой охране, электронных замках, все это у нас есть. Мы всегда знаем, где находятся наши ученики, в их телефонах установлены GPS-маячки, они постоянно чекинятся. Мы часто ходим на разные матчи и мероприятия группой, потому что так безопаснее. Но важно также следить за тем, чтобы дети чувствовали эмоциональную безопасность. У нас есть психологи, медсестры, они помогают с социальными проблемами.
Чтобы получить место в престижном университете, студент должен проявить способность к рациональному мышлению, глубокое увлечение чем-то помимо школы (атлетика, рисование, музыка) и лидерские качества. Также колледжи ценят общественную активность и занятия благотворительностью. Важны навыки письма, чтения и общения. Независимо от того, кем ты хочешь стать, — ученым или бизнесменом — умение коммуницировать выходит на первый план.