Osvitanova.com.ua

Братья Филипп и Ксейш, стали студентами DEC life school на два месяца в связи с приездом родителей в Украину по работе. Я поговорила с их мамой Паулиной о том, каким был опыт обучения в нашей школе для ребят, какие их опасения и ожидания, как родителей, оправдались (а какие, нет), есть ли ощутимая разница между украинским и польским альтернативным образованием и в чем она заключается.

Почему, по приезду в Украину, вы выбрали именно нашу школу для своих детей?

В Польше мои сыновья ходят в альтернативные, так называемые, демократические школы, которые предлагают достаточно свободную форму обучения. Кроме того, дети владеют только польским языком. Поэтому мы с мужем понимали, что они не смогут учиться в традиционной школе здесь, в Киеве. Вместе с этим мы очень хотели предоставить нашим сыновьям возможность активного общения с украинскими детьми.

Подбирая варианты для Филиппа и Ксейша, мы обнаружили, что в Украине существует несколько достойных школ альтернативного формата. Вашу школу нам порекомендовали одновременно несколько наших друзей и знакомых, и мы остановили свой выбор на DEC life school.

Какими были ваши наибольшие опасения?

У меня не было особых опасений. Я понимала, что только языковой барьер может создать для них сложности в общении. Но очень быстро оказалось, что языковой барьер – не такая уже и большая проблема. Украинский и польский языки очень близки и схожи.

Да, мои дети часто говорили и педагогам школы, и ученикам, что не понимают их. Но во время игр и свободного общения этот фактор становился почти неощутимым для них. Приятно отметить, что студенты вашей школы в первые дни появления мальчиков загрузили себе польские словари на гаджеты. Дети всегда открыты к общению.

В Польше ваши дети учатся в демократических школах. В Украине у них был двухмесячный опыт обучения в альтернативной школе. Вы почувствовали какие-то существенные отличия между образовательными подходами?

В наших демократических школах чуть меньше структурированности в образовательном процессе. Мне было любопытно, как мои дети будут себя чувствовать в школе, которая больше организует их время и образовательный маршрут.

Поначалу дети отмечали, что им не очень нравятся правила школы, они чувствовали определенное давление со стороны взрослых в школе. Была ситуация, когда им не разрешили драться. Для детей это была игра, а взрослые школы увидели в ней драку. Признаюсь, не менее сложными такие ситуации являются и для педагогов демократических школ в Польше. Мое личное мнение таково – детям нужны «войнушки», чтобы, пережив их как игру, прийти к глубинному осознанию понятий дружбы, любви и сотрудничества.

Еще одной сложностью для них был приход в школу на определенное время, к 9 утра. В Польше у них тоже есть рекомендованное время прихода в школу, потому что и там есть утренние встречи. Но это не так серьезно регулируется.

По истечению двух месяцев дети очень привязались к школе, им сложно было расставаться с новыми друзьями. Филипп даже расхворался за неделю до этого момента – я уверена, это была его подсознательная реакция на то, как избежать чувства грусти из-за расставания. Младший сын, сказал мне по секрету, что вот-вот готов расплакаться. Фактически чуть больше месяца им понадобилось для адаптации. И последние 2-3 недели они чувствовали себя в вашей школе уже в полной безопасности, принимали полноценное участие во всех групповых процессах, были спокойными и счастливыми.

Что поменялось в детях за эти два месяца?

У меня есть два важных наблюдения. Первое касается вашей более структурированной системы обучения и организации уроков. С одной стороны, я знаю, что мои дети будут защищаться от любого принуждения. Они не будут делать то, что им не интересно. Но в жизни любого ученика есть экзамены. Так вот, моему младшему сыну предстоит сдача годовых экзаменов после возвращения в Польшу. Ксейшу нужно было все эти два месяца готовиться к их сдаче, и ваши учителя оказали ему большую помощь в этом вопросе. Я попросила добавить ряд тем в его уроки, и получила компетентную поддержку. Дома у нас не так много времени, чтобы заниматься с детьми, и признаюсь, у меня нет соответствующих навыков обучать. Мы получили огромную помощь от ваших педагогов. В Польше у моих ребят были большие проблемы с прохождением ежегодных экзаменов – мои дети очень противостоят любому принуждению заниматься тем, что им не очень интересно.

Этот момент было мне важно узнать и отметить для себя. Я стала больше думать о будущем своих детей. Особенно младшего сына. Я думаю о том, чтобы предложить ему поменять школу в Польше. И опыт в вашей школе – важный аргумент подобрать для него более подходящий формат обучения.

Второе наблюдения касается ваших студий. Эти студии и их разнообразие очень понравились моим детям, особенно младшему сыну. Каждый день он приходил с новыми историями и впечатлениями. Ему были интересны не только сами активности, но и возможность встретиться и пообщаться с новыми новыми людьми. Ксейшу невероятно понравилась студия живописи. До этого я вообще не знала, что ему настолько интересно рисование. В школе в Польше ему никто не предлагал попробовать себя в живописи. У нас принято так – ребенок должен сказать «я люблю и хочу заниматься живописью», и тогда школа организует активность. Но никто не предлагает сначала попробовать. А откуда ребенок может знать, что он хочет, если он не пробовал? Ваш подход к студиям, где ребенок может выбирать и пробовать – отличный.

Спасибо вам за отзыв о команде  DEC life school! Прекрасно, что вы «считали» их основную задачу – дать ребенку возможность попробовать и найти свои интересы. Для меня, как для лидера школы, наш  с вами опыт показывает, что наша школа, как система, – адаптивна, а значит может дать этот навык детям. 

Мы сейчас столкнулись с тем, что родителям наших учеников хочется большего от студий – они хотят видеть прогресс и результаты детей, в то время как нами движет мотив «поиска интереса». Поэтому мы думаем о том, развивать ли студии во что-то новое. Какой ваш взгляд?

Расскажу вам об опыте польских демократических школ. В Польше родители также являются своеобразным «отвлекающе-раздражающим» фактором. Ожидания родителей очень часто отличаются от того, что предлагает и фактически может предложить та или иная демократическая школа. Как родитель я заняла такую позицию: если мои ожидания школа реализовать не может, будет правильным поменять школу, а не принуждать ее идеологов и руководителей менять формат и парадигму обучения под свои «хочу». Это сложное решение с точки зрения отношений между детьми и их друзьями в школе, школой и родителями. Но я видела «закат» не одной школы, которая пошла на поводу у родителей как заказчиков обучения.

Почему вы решили отдать своих детей в демократические школы, а не традиционные? Насколько нам известно, после проведенных реформ в сфере образования, современная традиционная школа в Польше стала совсем другой.

Действительно, после образовательной реформы определенные улучшения, с моей точки зрения, как простого родителя, произошли. Как минимум, в теории. Практика и жизнь несколько иные. К примеру, в младшей школе детей не должны оценивать. Я считаю это очень важным аспектом. Оценивания детей в любом виде нужно избегать в процессе обучения. Но на практике – детей продолжают оценивать. Пусть это не баллы и цифры. Польские педагоги используют «звездочки», «смайлики» или что-то другое. Фактически, они поддерживают жизнь этого демотивационного и травмирующего аспекта обучения.

Я считаю, что вся проблема в людях. Педагоги продолжают использовать привычные для них методы. Очевидно, у них нет пока достаточных знаний и компетенций учить по-другому, учить в формате «свободного образования». Нашей стране еще нужно время, чтобы на практике внедрить хорошие по своей сути принципы образовательной реформы. Я всячески поддерживаю этот процесс, и желаю успехов всем вовлеченным сторонам.

Какая для вас наибольшая ценность демократического образования?

Уважение к личности. Я считаю, что это важнее образования. Это то, за что я всегда сражаюсь. Я не принуждаю своих детей «учиться», потому что «знания» для меня не самое важное в жизни. Я имею ввиду традиционное понимание понятия «знания». Я хочу, чтобы мои дети были счастливы в жизни. И, возможно, мне будет сложно принять тот факт, что мой ребенок решит стать водителем такси, или выберет другую профессию, не требующую высшего образования.

Я не уверена на все 100%, что это правильный путь. Но я чувствую, что глупо принуждать ребенка учиться, только для того, чтобы он получил образовательный документ по итогу. Возможно, ему и не нужен этот документ вовсе. Я знаю, что дети, которые закончили «свободные» школы по всему миру – от Польши и до США – занимаются в жизни тем, что им действительно нравится.

То, чем я лично занимаюсь в жизни, биология и защита окружающей среды, – это, в целом, то, что я люблю, и что я выбрала. Но я не уверена, был бы мой выбор именно таким, если бы я в свое время училась в альтернативной школе и мое детство принадлежало бы мне на самом деле.

Выбор формы образования для ребенка – это невероятный вызов для современных родителей. Но я верю в то, что мы должны предоставить ребенку возможность выбирать и возможность отказываться. Этот принцип работает в свободных школах.

Видите ли вы будущее своих детей? Каким вы его видите?

К счастью, не вижу. У меня нет в голове «картины их будущего», и я очень этому рада. Потому что, если бы эта картина была, я бы подталкивала их к  воплощению «моего видения». Я же стремлюсь оказывать им поддержку. Быть рядом в те моменты, когда они сталкиваются с выбором или трудностью. И просто рассказывать им о своем жизненном опыте, делиться своим мнением. Но не принуждать их следовать моему совету, а только принимать к сведению. Потому что я прекрасно осознаю, что каждый человек – особенный. И я – это не мой ребенок. 

Мы отметили, что ваши дети много и с удовольствием читают. Многие наши родители были бы счастливы, если их дети тоже так увлекались чтением. Как это получилось у вас?

Мои дети много читают со своими друзьями в Польше. Это часть их социальной активности. Это то, что они любят делать вместе. Это, наверное, первый фактор.

Второй фактор затрагивает достаточно сложную для меня тему – тему ограничений и моего влияния на их жизнь. Я ограничиваю доступ сыновей к медиа, компьютеру и гаджетам. Поэтому чтение становится некой заменой для них. Им очень хочется находится в какой-то искусственной экшн-среде, которая не является частью их реальной жизни. Фактически в игре. И они читают приключенческие книги, далеко не учебники.

Разрешать или нет мир игр для ребенка – тема очень сложная. Мои мальчики очень разные. Старший сын очень устойчив к виртуальной реальности игр, а младший, – очень зависим от нее, и я замечаю изменения в его поведении после даже небольшого периода времени, проведённого за игрой. Меня это пугает, и я прибегаю к ограничению.

Читайте также: Як побудувати індивідуальний план розвитку дитини

В демократической парадигме обучения и воспитания, мы как педагоги и родители, должны давать ребенку свободу выбора. Как тогда быть с ограничениями? Являются ли они воплощением страхов и желанием контролировать ситуацию со стороны взрослых? Как найти баланс между правилами, запретами и свободой для ребенка? Скажу вам, что мы, как школа, тоже в поиске баланса и не боимся в этом признаваться.

Да, вы правы. Я признаю, что мною движет страх. Я не понимаю, и я боюсь. Я чувствую себя плохо, когда запрещаю или ограничиваю свободу выбора своих детей.  Для меня важен принцип демократического образования и воспитания, который говорит о том, что человек в состоянии справиться с любой ситуацией, с любым вызовом, самостоятельно. Если его принуждают или побуждают извне, он никогда не найдет то самое единственно верное решение. Это решение будет поверхностным или ситуативным.

Тема очень глубокая и сложная. Я согласна, что контроль и запреты со стороны взрослых связаны с их страхами. И если взять выше, все методы принуждения связаны со страхами. Мой ребенок не сможет найти приличную работу, не сможет закончить ВУЗ, не сможет зарабатывать себе на жизнь и так далее. Зачастую мы принуждаем детей учиться, потому что боимся за их будущее. Как обуздать свои страхи? Чем заменить ограничения?  

Для себя я пока не нашла ответы на эти вопросы. Надеюсь, профессионалы, ежедневно работающие в сфере свободного, альтернативного образования, смогут найти этот «золотой баланс» и рассказать о нем нам, сознательным родителям.

Искренне желаю вам и всем украинским педагогам двигаться вперед, а украинским родителям всегда видеть в своем ребенке личность, которая заслуживает жить свою, счастливую жизнь.

Читайте также: Родитель VS Учитель: Как наладить общение

Поширити у соц. мережах: