Школьные забастовки, призванные обратить внимание общественности на изменения климата, набирают оборотов по всему миру. Конечно, это далеко не первое такое протестное экологическое движение. Как человек, выросший в Мариуполе — городе с самым грязным воздухом в Украине, я хорошо помню, как тысячи людей в 2012 году вышли с транспарантами и в противогазах на центральную площадь, дабы заявить "я хочу дышать". Но тогда дети и подростки пришли вместе со старшими друзьями и родителями. Они не были движущей силой экодвижения, в отличие от того, что происходит сегодня.
Эту девочку зовут Грета Тунберг. Ей 16 лет. У нее синдром Аспергера. И она живет в одной из самых благополучных стран мира — Швеции. Казалось бы, уже где-где, но в Швеции подростков ее возраста меньше всего должны волновать климатические проблемы, но весной 2018 года она стала одной из победительниц в конкурсе эссе на экологическую тематику. После того, как ее текст опубликовали в местной шведской газете, с Гретой связались активисты для дальнейшего сотрудничества. Вместе они обдумывали план, как обратить внимание общества на проблему, учитывая, что лето прошлого года в этой скандинавской стране выдалось аномально теплым.
В протест против уничтожения нашей планеты Грета вместо уроков стала ходить на одиночные пикеты. Вдохновленная примером студентов из Паркленда, которые отказывались ходить на учебу после школьных перестрелок, каждую вторую пятницу (собственно, отсюда название движения, инициированного Гретой, — FridaysForFuture) девочка приходила под стены парламента и раздавала листовки со словами "Я делаю это, потому что вам, взрослым, насрать на мое будущее". На своей странице в Facebook она честно призналась, что ее родители не были в восторге от всех этих страйков и ответственность за ее решение возложили на нее. А когда окружающие говорили, что ей нужно быть в школе в это время, она указывала на рюкзак с учебниками: "Я делаю задания здесь. Но вот я думаю: а зачем это все? Если политикам наплевать на то, что говорят ученые, то зачем мне учиться?"
После того, как новость о старшекласснице-экоактивистке разлетелась по СМИ, Грету пригласили выступить на TEDx: "Я думаю, что мы, аутисты (у Греты синдром Аспергера — одно из проявлений расстройства аутического спектра), во многих отношениях нормальные, а остальные люди довольно странные, особенно когда дело касается самого выживания, когда все говорят, что изменение климата угрожает нашему существованию и является самой важной проблемой в мире, и продолжают жить так, как раньше. Я этого не понимаю, потому что для прекращения выбросов мы же и должны их прекратить. Для меня это либо черное, либо белое. Нет никаких серых зон, когда дело касается выживания. Либо мы продолжим существовать как цивилизация, либо нет. Мы обязаны измениться. Богатым странам, как Швеция, нужно снизить количество выбросов как минимум на 15% в год. Так мы сможем сдержать повышение температур в пределах двух градусов".
В 2019 году движение, которое начиналось как протест одной школьницы, превратилось глобальное. Примеру Греты последовали тысячи подростков в Австралии, Бельгии, США, Британии — фото этих пикетов она выставляет в сториз в своем Instagram, за которым следят более 450 тысяч подписчиков, включая актера и экоактивиста Леонардо ДиКаприо. В Польше на климатическом форуме СОР24 Грета обратилась к мировым лидерам: "Вы говорите, что больше всего любите детей, и в то же самое время вы крадете у них их же собственное будущее. Пока вы не начнете думать о том, что должно быть сделано, а не о том, что политически возможно, у нас у всех нет шансов". А в январе девочка выступила в Давосе на Всемирном экономическом форуме.
Cейчас Грета постоянно делает посты с напоминанием о глобальном протесте против экологической катастрофы, который пройдет 15 марта. К нему должны присоединиться подростки из 82 стран. "Мы выходим на протесты, чтобы напомнить нашим правительствам, что они должны выполнять свою домашнюю работу", — говорится в петиции на Facebook.
В Швеции Грету уже назвали женщиной года, разные издания включают ее в списки самых влиятельных детей и подростков мира. Но если быть честными, то ее движение Fridays for Future — не единственная инициатива подростков за лучший и чистый мир. Многие из них самоорганизуются, создавая собственные движения, как 17-летняя британка Анна Тейлор, которая требует сделать борьбу с глобальными изменениями климата государственным приоритетом и дать право голосовать на выборах гражданам страны в возрасте от 16 лет.
В Украине проблемами экологии подростки озабочены не меньше, чем за рубежом. На WoMo в спецпроекте Завтра_ мы делали интервью с несколькими ребятами, которые уже сегодня предлагают конкретные решения. Например, Никита Шульга — 13-летний победитель международного конкурса юных экологов Eco Hero Awards, организовал свой проект по компостированию в школах "Компола". 17-летний новатор Валентин Фречка предложил метод переработки опавших листьев, из которых можно изготавливать бумагу — Recycle Of Fallen Leaves, а студент из Львова Илько Петрик создал проект "Зелена Коробка", цель которого приучить людей к культуре сортировки мусора.
Каждый из них сегодня в очередной раз напоминает нам, что поколение Z — другое, оно воспринимает глобальные изменения лично и понимает, что может влиять в ответ. И для этого не обязательно иметь денежный капитал, какую-то должность или социальный статус. Иногда достаточно иметь позицию, идею и желание ее реализовать, а соцсети, как мы знаем, — сегодня довольно мощный инструмент для распространения и первого, и второго, и третьего. Но что совсем нам, поколениям постарше, сложно принять, — так это то, что эти ребята не боятся неудач и действуют. И этого же они ждут и от мировых лидеров, и от организаций, и от бизнеса. Как точно подметила Грета: "Все, что нам нужно сделать, — это очнуться и измениться. И почему я должна учиться для будущего, которого скоро уже не будет, когда никто ничего не делает, чтобы сохранить это будущее? И какой смысл изучать факты в школе, когда самые важные факты, представленные наукой и той же школой, явно ничего не значат для наших политиков и нашего общества? Некоторые люди говорят, что Швеция — это лишь маленькая страна и что не имеет значения, что мы делаем, но я думаю, что если несколько детей по всему миру смогут попасть в заголовки, просто не посещая школу несколько недель, представьте, что мы могли бы сделать вместе, если бы захотели".