Казалось бы, трудно придумать более бесполезное занятие для ребёнка, чем блуждание в придуманном королевстве «Фата и Блёстки». Лучше бы математику учил! Однако исследования доказывают, что дети с фантазией с большей вероятностью добьются успеха во взрослой жизни, чем те, кто безо всяких блёсток сидел на математике. Инна Прибора объясняет, насколько важны ребёнку его выдуманные миры.
В мире масса нерешённых проблем: экологические проблемы, экономические кризисы, Дональд Трамп и домашняя работа по русскому. Мир отчаянно нуждается в нестандартных решениях. Да, судя по бешеному количеству товаров с этикеткой «инновационный», мы совершили прорыв почти во всех областях жизни. Но на деле в пакете с такой наклейкой обычно оказываются стельки. Трудно сказать что-то против новых стелек, но вот что делать с экономическим кризисом, кашей на дорогах и тем более — домашней работой, пока никто не придумал.
Американцы славятся своей любовью к тестам. Начиная с 60-х годов они тестируют детей на интеллект — известными тестами IQ, а на креативное мышление — тестами Торренса. Это серия отдельных задач, которые в течение полутора часов делают в кабинете психолога. При этом любопытно, что высокие оценки теста на креативность лучше коррелируют с будущими успехами, чем оценки IQ-теста. Согласно исследованию Джонатана Плакера, те, кто придумал самые интересные решения в задачах Торренса, чаще всего становились предпринимателями, изобретателями и даже дипломатами. А вот ребят с высоким уровнем интеллекта судьба разбросала более причудливо и не всегда столь успешно.
Недавно учёные всполошились: если IQ довольно стабильно растёт, то вот уровень творческого мышления рос c 1960-х до 1990-х годов, а потом неуклонно падал. Снижение детской креативности оказалось настолько значительным, что лет десять назад известные западные СМИ начали печатать статьи с громкими заголовками, где речь шла о «кризисе креативности». В некоторых образовательных программах, например, в британских, решили подчеркнуть важность развития творческого мышления и ввели тест Торренса для оценки образовательного результата.
Автор книги The creativity Challenge: How We Can Recapture American Innovation, психолог Кэй Ким объясняет, что, возможно, дело в смене образовательных ценностей. На протяжении XX века учебная система в США поощряла творчество и интеллектуальное разнообразие. Вместе с экономическим ростом креатив постепенно перестал считаться верным путём к стабильной работе и высокой зарплате, поэтому все переключились на подготовку к стандартизированным тестам.
В России же креативность и вовсе никогда не была синонимом успеха, если вы не Чайковский. В силу исторических причин для продвижения по карьерной лестнице были нужны совсем другие качества, а слишком изобретательный подход скорее мешал делу. Сегодня идея ввести курс по развитию творческого мышления в школе вряд ли найдёт поддержку.
Какое уж тут творчество, когда непонятно, как успеть освоить общую программу и избежать шитья фартука на уроках труда.
Воображаемый мир, паракосм — штука, которую изобретают дети в школьном возрасте. Он очень подробный, продуманный, как правило, имеет свою географию, историю и язык. В паракосме не живут один день. Игра развивается в течение длительного времени, может несколько месяцев, а может и несколько лет. Мир может трансформироваться и переживать трудные времена, но неизменным остаются глубокие отношения между фантазией и её создателем.
Термин «паракосм» предложил в 1976 году американский учёный Роберт Сильви. У нас же название толком не прижилось и исследователи подчас оперируют странными названиями, лучше подходящими для утренника в ясельной группе — «Игра в страну-мечту».
При этом любой родитель, скорее всего, насторожится, если услышит от ребёнка «Погоди, я ещё немного погуляю по Леденец-сити!», но при этом он не сидит в компьютере. Вообще компьютер часто может быть единственным оправданием такому ответу. Если же школьник «пошёл гулять», лёжа на диване, мы заметно нервничаем и пытаемся привлечь его к более насущным проблемам: уборке или домашним заданиям.
Однако чтобы успокоиться, достаточно вспомнить, что К. С. Льюис в детстве проводил время в придуманном королевстве Боксел (именно из него растут ноги у знаменитой Нарнии), сёстры Бронте за неимением компьютера развлекались в вымышленном царстве Гондел (хотя, казалось бы, между «Джейн Эйр» и Гонделом нет никакой связи), а из ребёнка, который рисует карту Кондуита и Швамбрании, вырастает писатель Лев Кассиль.
Исследователи из университета Орегона изучали поведение детей 8-12 лет и выяснили, что примерно 17% из них рассказывают о глубоких и сложных воображаемых мирах. Эти параллельные вселенные могли сильно различаться, но все они включали сведения об окружающей среде (пещеры, моря и замки), их обитателях (звери, эльфы, бандиты), а ещё там были разные классные штуки, вроде фонтана, из которого бьют струи мёда.
На первый взгляд может казаться, что человек, грезящий о медовом фонтане, — антисоциальный тип, который просто не может пойти погонять мяч с другими ребятами
Однако исследование не нашло никаких отличий между детьми с воображаемыми мирами и без них ни в понимании речи, ни в рабочей памяти. Да, у ребят с развитой фантазией были некоторые сложности со сдерживанием и контролем. Учёные полагают, что это плата за креативность — стремление вечно вырываться за границы допустимого. Кроме того, паракосмы — это очень социальная деятельность. Дети часто погружаются в неё в компании, вместе строят свой маленький коммунизм.
Другие учёные могли бы ещё больше обрадовать родителей, чьи дети торчат головой в облаках. Проанализировав детские игровые привычки успешных людей, они заметили кое-какое сходство. Те, у кого в биографии был более-менее интересный паракосм, как правило, вносят не менее интересный вклад в реальную жизнь: новаторские литературные шедевры, инновационные технические достижения или изменение традиционных социальных форм. Тут читателю передают привет писатель Джек Керуак, нейробиолог Оливер Сакс, физик и писатель Станислав Лем, философ Фридрих Ницше и многие другие люди, не поместившиеся в статью.
В общем, исследователи уверяют, что такая игровая деятельность может с хорошей вероятностью предсказать творческий успех.
Тому, что креативность падает, есть немало объяснений. Например, современному ребёнку довольно трудно пофантазировать или сбежать в свой милый выдуманный мирок от реальности. Это происходит по многим причинам.
Немыслимо, чтобы кто-то без дела слонялся по улице или просто спокойно возил ногами по ковру. Каждое занятие имеет план, цель и видимый результат. Школа, ментальная арифметика, курсы программирования, дополнительный английский — и всё, пора спать, а завтра, дочка, мы с тобой пойдём в зоопарк. Где тут время размахнуться на создание какого-нибудь Средиземья?
Время, которое дети проводят перед телевизором, за компьютерами и за экранами смартфонов, считается временем, когда ребёнок отдыхает. Не будем брать в расчёт те 20 минут, когда третьеклассник пытался склеить презентацию о мухах. Если у вас есть хорошая видеоигра с феями и трансформерами или мультик, давший вам готовые образы, нет нужды сочинять что-то своё.
Парадокс, но в бесконечной гонке за успешностью мы сами лишаем детей возможности быть творческими людьми. Натаскивание на тесты, подготовка к ВПР, ЕГЭ, олимпиадам и контрольным — кажется, именно в них кроется секрет человека, которому всё по плечу. Но нет, выпускной экзамен сдают все, а Керуак был всего один.
Скептикам, которые, надув губу, скажут, что творческие порывы или есть от рождения или нет, можно предъявить результаты исследований, проведённых на близнецах. Судя по всему, генетика может объяснить лишь небольшую долю того, что называют творческой жилкой человека. Так что есть смысл её развивать и своими руками тоже.
Креативность — заразная вещь. Эксперименты доказывают: когда мы окружены людьми с идеями, в нас самих просыпаются и даже рвутся наружу творческие порывы. Особенно ловко дети усваивают родительские манеры. Если вы полдня сочиняли симфонию или хотя бы выдумывали, как приделать колонки к лыжам, вы на верном пути.
Кино, конечно, снабжает нас готовыми образами, но некоторая часть при этом мощно стимулирует воображение. Одно из исследований показало поистине магический эффект: если дети смотрят 15-минутный ролик с Гарри Поттером, то они затем проявляют большую креативность, чем те, кто смотрел «В мире животных». Эффект сохраняется даже спустя несколько дней. Что-то подсказывает, что действие книги Толкиена может быть ещё более впечатляющим.
Подойдёт что-то в формате ДНД. ДНД, или «Данжен энд Драгонс» («Подземелья и драконы») — легенда игровой индустрии. Штука, в которую играют умные ребята в начале сериала «Очень странные дела» и одарённые физики из «Теории большого взрыва». Группа участников, превратившись в сказочных персонажей, гуляет по миру, разрешая конфликты, вступая в сражения и перепалки, а время от времени бросаясь огненными шарами.
Ведущий, он же рассказчик, сообщает игрокам, что с ними происходит («На вас летит красноглазый кентавр!»), а те в свою очередь говорят, что они предпринимают, в связи с нападением кентавра: бьют его мечом или прячутся за деревом. Кентавр потом тоже что-нибудь ответит. Важно, что сюжет разворачивается исключительно в воображении участников. При этом от их действий зависит, куда сюжет повернёт дальше.
На расчищенной от школьной рутины и родительских указов территории даже самый некреативный человек начнёт выдумывать свои паракосмы. Не нужно садиться вечером за стол со словами «Ну, теперь, Колька, мы с тобой забабахаем Камелот! Валяй, сочиняй!». Более того, это скорее спугнет полёт мысли. А вот, например, убрать на какое-то время гаджеты и готовые развлечения было бы здорово. На их место должно прийти время для спонтанной игры и чтения книг.
Иллюстрации: Shutterstock (Tithi Luadthong)